За последние два года Нацбанк не выдал ни одной лицензии на валютно-обменные операции
Нацбанк планирует ужесточить требования к работе финансовых компаний, которые занимаются обменом валют, — пишет FinClub. Как сообщается, Национальный банк отказался от своей идеи закрыть все небанковские пункты обмена валют и сделал это не по своей воле. «Верховная Рада зарубила это предложение. Поэтому Нацбанк решил не добиваться запрета на проведение валютно-обменных операций такими компаниями», — рассказал источник, близкий к регулятору.
В конце января НБУ инициировал разработку законопроекта о лишении финансовых компаний лицензий на осуществление валютных операций. В Нацбанке считали, что ликвидация 1107 подразделений небанковских обменников не будет заметна, поскольку они занимают всего 1% рынка (за 11 месяцев 2014 года они купили $79,9 млн, продали — $79,6 млн), но «нарушают законодательство».
«Экономической целесообразности в их существовании нет, «головняка» — полно», — говорил первый замглавы НБУ Александр Писарук. По его словам, уже к марту должны были подготовить законопроект, после чего — передать в Раду и за апрель-май принять его. Вступление закона в силу и вовсе планировалось «спустя три месяца после опубликования». Таким образом, речь шла о ликвидации обменников в начале осени.
Уже 18 февраля в парламенте состоялись слушания на тему «путей стабилизации банковской системы». В рекомендации комитета по их итогам было включено поручение Кабмину «проработать вопрос введения запрета для небанковских финансовых учреждений и УГППС «Укрпочта» на осуществление валютно-обменных операций».
Однако в марте депутаты Александр Данченко («Самопомич»), Валерий Бабенко и Валерий Лукьянчук (оба — «Народный фронт») из комитета по вопросам информатизации и связи попросили главу комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Верховной Рады Сергея Рыбалку отклонить это поручение. С тех пор вопрос запрета работы уличных обменников в Раде не поднимался: ни президент, ни правительство, ни народные депутаты не подали соответствующую инициативу.
Замглавы комитета Руслан Демчак считает, что небанковские обменники не являются основной проблемой валютного рынка. «Проблема – в «черных» обменных пунктах, которые массово открываются во всех городах, особенно в больших. Только в Киеве таких обменных пунктов примерно тысяча, – сообщил он. – Доходит до того, что с грузовика выгружают ларек, который может работать под вывеской «Обмен валют» несколько дней или месяц, до первой проверки, после чего его перевозят в другое место». НБУ закрывает глаза на обменники без лицензии (они не подпадают под юрисдикцию НБУ), считая их проблемой правоохранителей, — говорит депутат. «Но такие пункты крышуются мелкими чиновниками из милиции и продолжают работать», — сетует он.
Лицензии на проведение валютно-обменных операций имеют финансовые компании «ГГЛА», «Финод», «Абсолют Финанс» и «Виктория». Такие лицензии есть у «Укрпочты» и системы «ГлобалМани», но они не проводят обмен валют. «Украинская финансовая группа» имеет лицензию на обмен остатка в размере меньше минимальной купюры. Поскольку нет законной возможности забрать у них лицензии, центробанк решил хотя бы ужесточить условия работы.
НБУ объявил о подготовке новых требований к капиталу, структуре собственности и деловой репутации владельцев сетей обменных пунктов. «За последние два года Нацбанк не выдал ни одной лицензии на валютно-обменные операции. Это очень сложный рынок, который может непосредственно влиять на финансовую стабильность государства. В последнее время мы видели много злоупотреблений, связанных с «серым» или «черным» рынком валюты, мошенничеством. Поэтому мы планируем до конца года урегулировать ряд вопросов относительно требований к таким учреждениям»,- пояснил Писарук.
Экс-директор департамента регистрационных вопросов и лицензирования НБУ Леонид Антоненко рассказывает, что в 2014-2015 годах десятки компаний пытались получить лицензию на валютно-обменные операции, но НБУ им ее не выдавал, даже если они отвечали лицензионным требованиям.
Все это ерунда! Просто таким, как Демчак, нужно создавать видимость работы. Настоящих «делков» черного рынка валюты никто трогать не станет.