Интервью с директором "Укртелекома" Юрием Курмазом
«Укртелеком» всего десять лет назад был крупнейшей телекоммуникационной компанией страны. Сегодня оператор — один из многих. Компания лидирует на своеобразных рынках. Например, проводных радио и связи. Хорошего бизнеса на этом не построишь? Hubs спросил у генерального директора «Укртелекома» Юрия Курмаза.
Судя по отчетам, компании приходится несладко. Выручка в прошлом году — 6,5 млрд гривен, это — меньше, чем в 2005 году, когда курс был 5… Что собираетесь делать?
Был период в истории украинских телекоммуникаций, когда существовала уникальная ассиметрия в финансовых отношениях, касающихся интерконнекта. «Укртелеком» платил мобильным операторам условно 50 копеек, а мобильные операторы ему — 11 копеек… К чему это могло привести? К перетоку трафика и денег. Популярность мобильной связи резко возрастала. Все набирали абонентов. При этом еще получили такой подарок, как отмена платы за входящие. Всё — нет ограничения на длительные разговоры. По крайней мере тому, кто принимает звонки. Плюс такой подарок судьбы — «Укртелекому» можно платить 11 копеек, «Укртелеком» должен платить 50 копеек. Следовательно, «Укртелеком» стал катастрофически терять свои доходы. И они начали перетекать к мобильным операторам.
Что мы собираемся делать сегодня? Прежде всего, обратить внимание на техническое состояние инфраструктуры «Укртелекома». Она требует модернизации. Мы хотим сделать «Укртелеком» высокотехнологичным, стабильно прибыльным, инновационным, ориентированным на клиента и способным предоставить ему новые продукты и сервисы, которых потребитель заслуживает.
Технологии развиваются. Мы должны преодолевать отставание от развитых европейских стран как можно быстрее. Для этого проводится модернизация, расширение сети, оптимизация бизнес-процессов. Они тоже должны соответствовать новым мировым тенденциям и стандартам высококлассных развитых компаний. Мы совершенствуем услуги и способы продвижения этих услуг на рынок. Информация должна доходить до клиента как можно быстрее, в максимально полном объеме. Сервис должен соответствовать его ожиданиям. Тогда мы будем востребованы.
Основным направлением «Укртелекома» были услуги фиксированной связи. За 5 лет отток – три миллиона абонентов. Это направление как-то будет развиваться?
Фиксированная телефонная связь утратила свою полезность. Но мы, безусловно, будем пытаться сохранить свои лидирующие позиции на этом рынке и доходы от данного вида услуг. Мы хотим стабилизировать падение числа абонентов. Посредством возрождения вот этой полезности.
Каким образом?
Например, мы включили в абонплату 500 минут местных и междугородних звонков. Этот шаг должен подчеркнуть: проводной связью можно пользоваться за совершенно адекватную цену. Уже больше года с наших таксофонов можно звонить бесплатно. Вы удивитесь, но эта услуга приобретает все большую и большую популярность. И уже даже местные администрации зачастую обращаются: а можно расширить сеть таксофонов? Люди хотят пользоваться этой услугой. В итоге мы возрождаем полезность фиксированной связи.
То есть таксофоны в данном случае выступают как промо?
Это промо полезности. Как вы сами понимаете, мы никаких доходов от этого не получаем. Мы надеемся – и сейчас все тенденции подтверждают, что наша надежда обоснована – на возрождение потребности в услугах фиксированной телефонной связи.
Я был в Англии в 2009, тогда British Telecom как раз собрался сворачивать сеть таксофонов, чем вызвал социальные протесты.
Это же символ Британии, символ Лондона. Мне они тоже очень нравятся.
Вы тоже можете сделать что-то такое винтажное с таксофонами?
Идея хорошая, и она отрабатывается до бизнес-кейса. Но мы должны понимать, что это требует отвлечения инвестиционных, финансовых ресурсов. Поэтому когда возникает дилемма — либо направить средства на модернизацию сети с тем, чтобы развивать современные сервисы, либо привнести в таксофоны винтажность, — согласитесь, прагматизм побеждает. Поэтому пока мы фокусируемся на модернизации сети.
На чем именно?
Безусловно, нужны какие-то новые нестандартные шаги. Сейчас мы сосредотачиваемся на том, чтобы совместить фиксированную телефонию с другими современными видами услуг – доступом к интернету, IPTV. Вот недавно мы предоставили еще конвергентную услугу – широкополосный доступ к интернету через «Тримоб». Один гигабайт за очень привлекательную стоимость – 20 гривен. Клиент получает все из одних рук, фиксированная телефония входит в пакет.
Что продаете корпоративным абонентам?
Мы сейчас продвигаем IP-технологии в голосовой связи. Например, облачные АТС, IP. Это, в частности, привлекает корпоративных абонентов.
Корпоративному сегменту мы, наряду с новыми инновационными услугами уже на IP-технологиях, предоставляем услуги традиционной фиксированной телефонии.
У вас с Vega один собственник. Не будете объединяться?
Сейчас «Укртелеком» серьезно модернизирует техническую инфраструктуру, меняет корпоративную культуру. Мы радикально меняем бизнес-процессы, подходы к принятию решений, к разработке новых продуктов и сервисов, к тому, как мы их выводим на рынок. Мы должны кардинально измениться как оператор телекоммуникаций. Вот когда мы достигнем хорошей формы, тогда можно будет говорить о синергии.
Но стратегически есть такая цель – консолидация?
Сейчас рано об этом говорить. Я всегда в этой связи привожу один пример – слияния Telia и Sonera в 2002. Современные компании с идеально выстроенными бизнес-процессами, колоссальной абонентской базой, огромным потенциалом сливались несколько лет. И на что эти годы были потрачены? На то, чтобы привести в соответствие бизнес-процессы. Мы сейчас примерно на такой стадии. Мы должны сначала научиться говорить на одном языке, привести наши структуры к подобному виду, вот тогда можно говорить о синергии и, возможно, о каких-то более серьезных формах кооперации.
А с «Астелитом» была какая-то форма синергии до его продажи?
Нет. Они отдельно существовали, несмотря на то, что мы были родственными компаниями через одного из акционеров.
Какие у вас планы на «Тримоб»? 3G теперь есть у всех операторов и конкурентность рынка возросла на порядок.
Мы рады тому, что реально появилась конкуренция. Это значит, что 3G продвигает теперь не только «Тримоб». Это означает, в первую очередь, популяризацию этой технологии. Ожидания потребителей резко возросли с появлением у «Киевстара», МТС, «Астелита» 3G-лицензий. Поэтому мы надеемся, что с ростом конкуренции интерес к «Тримобу» не снизится. Что касается более глобального или стратегического нашего видения в отношении «Тримоба», то мы будем поддерживать компанию как минимум на том уровне, на котором она сейчас функционирует. Не исключаем, естественно, и продажу этого актива. Но это время покажет.
То есть о развитии «Тримоба» пока речь не идет?
Пока мы видим неиспользованный потенциал в нашем мобильном активе. Во время модернизации, трансформации «Укртелекома» мы пытаемся найти неиспользованные возможности как «Укртелекома», так и «Тримоба». Мы используем новые возможности, которые может дать конвергенция телекоммуникационного сервиса, предоставляемого «Укртелекомом», и мобильного — от «Тримоба».
Вы уже несколько раз упоминали о «фиксированном» 3G. Какие конкретно ожидания от этой услуги, кроме промо?
Каких-то формализованных, осязаемых ожиданий я вам не назову. Сейчас мы пытаемся проанализировать, насколько это интересно. Если будет проявлен интерес к этому 1 гигабайту за 20 гривен, как приложению к фиксированной телефонии, я думаю, тогда мы более смело будем выстраивать планы и по количеству абонентов, и в финансовом плане ставить цели.
У какого сервиса «Укртелекома» лучшие перспективы?
Дата-центры, облачные сервисы — это будет в нашем фокусе. Когда я говорил о модернизации инфраструктуры, имелась в виду модернизация, которая будет способствовать развитию этих сервисов – широкополосный доступ к интернету, привлекательный по цене и, самое главное, по качеству. Плюс скорость и реакция на различные непредвиденные обстоятельства при поддержке клиентов. Это применительно к бизнесу. Применительно к массовому сегменту – это широкополосный доступ, опять-таки конвергентные услуги, IP-телефония. Сервисы, основанные на IP-технологии для потребительского сегмента и IT-сервис для корпоративного.
Я помню, в «Укртелекоме» всегда любили рассуждать, что Украина – это удобная для транзита страна. Трафик из Европы в Азию, из Азии в Европу…
Да, я думаю, что мы должны использовать этот уникальный потенциал страны, ее «транзитность». Мы будем развивать наши дата-центры. Как я уже говорил, это одно из направлений улучшения финансовых показателей и даже, я бы сказал, одно из направлений в целом развития компании. Это использование транзитного потенциала Украины.
Я считаю, что самые востребованные программные продукты могут размещаться в облаках. Мы ведем переговоры с мировыми лидерами программного обеспечения на предмет размещения и последующей поддержки из наших облаков их клиентов. Вместо того, чтобы хранить данные в Германии, их можно хранить здесь, в Украине. Защищенность, помехоустойчивость, резервирование — «Укртелеком» имеет колоссальные возможности в этом плане.
Есть такая услуга «Укртелекома» — радиоточки. От них еще есть какой-то заработок?
Есть на региональном уровне. Мы анализируем иногда нашу операционную деятельность на молекулярном уровне, как мы говорим. Есть некоторые области, где действительно эта услуга приносит нам прибыль. Но в целом она убыточная, конечно.
А не проще от нее отказаться?
Не проще, поскольку есть спрос. Спрос этот не обеспечивается адекватными платежами за данную услугу, тем не менее, у нас есть определенная социальная нагрузка. Для незащищенных социальных слоев населения в удаленных, труднодоступных для традиционных и, тем более, современных телекоммуникационных услуг регионах это –одно из немногих средство получения информации. Поэтому мы пока поддерживаем инфраструктуру радиоточек и ожидаем решения судьбы проводного радиовещания на государственном уровне.
С заменой аналоговых АТС, занимающих помещение условно школы, на цифровые станции, занимающие небольшой кабинет, освобождается масса помещений, которые остаются на балансе. Что с ними происходит?
Модернизация, о которой мы говорили, когда мы всю инфраструктуру будем переводить на IP-технологии, позволит высвободить определенные площади. Понятно, что рассматриваем возможности и их отчуждения. Но первый эффект, который мы уже получили на сегодня – это достаточно ощутимое сокращение энергопотребления, потребления тепла, сокращение расходов на ту же безопасность, поддержание территорий в надлежащем состоянии. Уход от аналога в современную цифру позволяет сэкономить на общих и административных расходах, позволяет высвободить помещения.
Освободившиеся площади, да, мы рассматриваем на предмет сдачи в аренду или реализации. Хотелось бы, чтобы рынок недвижимости был готов к этому, но рынок-то не готов. Мы очень точечно подходим к этим вопросам. Я не раскрою коммерческую тайну, если скажу, что вообще-то у нас была только одна крупная сделка по продаже недвижимости по рыночной цене. К сожалению, рынок недвижимости не способствует реализации с приемлемым экономическим эффектом для нас.
Насколько ощутимы были убытки от Крыма и Донбасса, и удалось ли их компенсировать?
В Крыму мы не осуществляем нашу деятельность в силу понятных причин – из-за незаконной аннексии. Безусловно, это отображается на финансовых и операционных показателях. Если бы не произошло списание активов, недоступных нам в Крыму, мы бы закончили первый квартал с чистой прибылью. Списали. Но не забыли.
На Донбассе мы продолжаем работать при условиях, позволяющих сотрудникам выполнять свои функциональные обязанности без угрозы их жизни и здоровью.
В первом полугодии мы сумели удержать доходы на уровне аналогичного периода прошлого года – это свидетельствует, что мы нашли компенсаторы.
это всё классно и круто, прям радуга и пони и бабочки. не фирма, а сплошное уняня и мимими, не находите?
а вот в моем доме вырезали телефонный кабель этой расчудесной фирмы. 5 февраля этого года, 2015. как вы думаете, связь восстановили? интернет восстановили? на момент 2 сентября, 7 месяцев спустя — всем пофиг. звонки, жалобы, обещания все исправить, жалобы на отсутствие действий, жалобы на повторное отсутствие действий. и что? и ничего.
godspeed, дружочек директор, рассказывай байки дальше
Прежде всего, очень сожалению что такая ситуация произошла. К сожалению, вырезка (кража) телефонного кабеля серьезнейшая проблема. Количество краж в этом году в 4! раза больше чем в прошлом. Зачастую пока мы чиним, эту же линию успевают порезать вновь. Не исключено, что повторные кражи и были причиной проблемы в Вашем случае. Прошу Вас сообщить нам детали на [email protected] и мы приложим все усилия чтобы оперативно решить вопрос. Спасибо.
Уведомление, похоже, не получит пользователь
Остается надеяться, что заглянет еще
Укртелеком это нечто.В г.Авдеевка Донецкой обл.уже более года нет интернета.За всё это время укртелеком мало того что не отремонтировал кабель,так даже не признал что его нет.Весь год говорят что аварий у вас нет всё работает,хотя ВО ВСЁМ ГОРОДЕ его нет уже более года и компании всёравно.На сайте в графе обратная связь на обращения не отвечают.Мало того в вк в группе укртелекома все сообщения об отсутствии интернета в г.Авдеевка,а людей не законно отправляют в чёрный список.Вот так у вас решают вопросы с интернетом???В ваш секретариат уже 3 дня дозвониться не могу,тупо трубку не берут.По номеру 0800506800 оформляют заявки которые АБСОЛЮТНО ни к чему не приводят и ничего не меняется.Так вы думаете про абонентов???
С конца мая не работает стационарный телефон (Днепропетровск), причем у многих в нашем районе (12 квартал). С каждым месяцем количество «потерпевших» увеличивается, ни у кого из знакомых на сегодняшний день связи нет. Как по 0800506800 оставить заявку не понятно, без всякой логики ждешь «нажмите 0 для связи с оператором», иногда везет, иногда «прослушать еще раз» или «вернуться в главное меню», и опять 15 минут слушаешь черти что. Несмотря на неоднократные переговоры с оператором, продолжают присылать счета и пугают судом, хотя в счетах видно, что ни одной секунды разговора с июня месяца не было. Со мной разорвали договор в одностороннем порядке и требуют погашения задолженности. А за что я буду платить, если связи не было? И, скорей всего, уже не узнаю когда будет ;( А так хотелось поддержать Р.Ахметова…