Ринату Ахметову и Лакшми Митталу закрывают российский рынок арматуры.
Объединение “Металлургпром” снизило прогноз производства стали в нынешнем году с 30 до 28,6–29 млн тонн, сообщил гендиректор “Металлургпрома” Александр Зражевский. Производство за прошлый год – 32,7 млн тонн. А, значит, снижение может составить примерно 4 млн тонн, что сопоставимо с полной остановкой одного крупного меткомбината, например, Запорожстали или ДМКД. Почему эксперты пересмотрели прогноз?
Стали меньше
По данным “Металлургпрома”, в первом квартале 2014 года украинские компании снизили производство стали на 9% до 7,5 млн тонн, проката – на 8% до 6,7 млн тонн. При этом выпуск чугуна – продукции самого первого передела – уменьшился лишь на 3% до 7,4 млн тонн. Причина проста – все больше чугуна идет не на производство стали, а на экспорт. В прежние годы на нем зарабатывали “Донецксталь” Виктора Нусенкиса и “Евраз ДМЗ им.Петровского” Романа Абрамовича, сейчас продажей чугунных слитков не брезгует и “Метинвест” Рината Ахметова и Вадима Новинского.
Несмотря на значительное сокращение производства, объемы экспорта металлургической продукции практически не изменились. По словам начальника отдела рынков черной металлургии ГП “Держзовнишинформ” Александра Шейко, за три месяца 2014 года за границу продали 6,52 млн тонн металлургического сырья, полуфабрикатов, плоского и длинномерного проката. За тот же период прошлого года – на 0,1% меньше.
Другое дело, что снизились доходы. Из-за падения цен экспортная выручка уменьшилась на 4,5% до $3,4 млрд. При этом доля продукции, поставленной на внешние рынки, достигла 84%. “Такого нигде в мире нет”, – комментирует мизерные поставки металла на внутренний рынок Александр Зражевский.
За счет чего удалось сохранить экспорт? Более чем на 46% увеличились поставки металлургического сырья – чугуна и ферросплавов, незначительно вырос экспорт полуфабрикатов и плоского проката – на 0,3% и 2,4%. А вот продажи длинномерного проката (в основном, арматуры) иностранным потребителям обвалились на 23,5% до 1,1 млн. т.
Кто виноват?
Виновники такого падения– Россия и страны СНГ. По словам Александра Зражевского, доля СНГ в общем объеме экспортных поставок в 1 квартале 2014 года сократилась с 17,5% до 10,9%, показатель РФ уменьшился с 12,6% до 8,7%. Александр Шейко добавляет, что незначительно увеличились продажи в страны ЕС и Ближнего Востока, но они не смогли компенсировать потери.
По данным ДЗИ, сильнее всего пострадали производители арматуры. Ее поставки в РФ в январе-марте снизились почти на 70% – с 208 000 тонн в первом квартале 2013 года до 64 200 – в январе-марте 2014-го.
Причинами такого сокращения называют угрозу антидемпинговых санкций и политику импортозамещения, которую фактически проводят в РФ. Пострадавшие – “АрселорМиттал Кривой Рог” Лакшми Миттала и “Метинвест” Ахметова.
Новые ограничения
В ноябре прошлого года Евразийская экономическая комиссия объявила о начале антидемпингового расследования против импорта прутков (арматуры) из Украины. По данным заявителей – предприятий группы “Евраз”, “Мечел”, “Северсталь” и Магнитогорского меткомбината – доля украинской продукции в общем объеме импорта на территорию стран Таможенного союза по итогам I полугодия 2013 года составила 95,6%.
После того, как Украина отказалась от подписания ассоциации с ЕС, новой информации о ходе этого расследования не было. Но практически сразу же объемы отгрузки в РФ сильно упали. По данным отраслевых информационных агентств, уже в декабре 2013 года найти украинскую арматуру на российских металлобазах было практически невозможно.
Причину они видели в девальвации рубля, из-за которой импортная арматура в России стала неконкурентной. Один из участников рынка металлопроката, пожелавший остаться неназваным, говорит, что все было немого проще. Представителей украинских металлургических компаний вызвали в одно из российских ведомств и убедительно порекомендовали ограничить поставки проката в РФ.
На бывшей “Криворожстали” и в “Метинвесте” никак не прокомментировали снижение поставок в СНГ. Россия может огласить результаты расследования в мае, сообщил Hubs топ-менеджер одной из украинских меткомпаний.
Автор: Василий Титаренко