Пока же в Украине практически отсутствует правовая регламентация использования компьютерных игр в интернете
По данным аналитической компании SuperData, объем мирового рынка киберспорта в 2016 г. составил $892,8 млн, а в 2017 г. он достигнет показателя в $1 млрд. Киберспорт или e-sport (соревнования в виртуальном пространстве, моделируемые с помощью компьютерных технологий) возник в США в 1997 г., когда была создана профессиональная лига по компьютерному спорту (CPL), организовавшая первый турнир по компьютерной игре Quake.
На сегодняшний день киберспорт – это еще и глобальный бизнес, объем которого, по некоторым оценкам, составляет не менее $7 млрд в год. В нем задействованы тысячи людей, огромные рекламные бюджеты и различные бизнесы (букмекерские конторы, мерчандайзинговые компании, реализаторы билетов и др.).
Hubs предлагает экономистам, финансистам, юристам высказываться по этому поводу в формате колонок, интервью, комментариев на страницах нашего издания.
О том, что необходимо сделать Украине для того, чтобы присоединиться к этому глобальному процессу, рассказывает Виктор Мороз, управляющий партнер адвокатского объединения Suprema Lex, адвокат:Помимо бизнес-составляющей, е-sport, как это признано в большинстве стран мира (но пока не в Украине), способствует совершенствованию физико-психических характеристик человека. Не случайно в США и странах Европы киберспорт наряду, например, с футболом, гольфом или плаванием давно официально признан видом спорта. А в прошлом году е-sport стал спортивной дисциплиной и в России.К сожалению, ничего подобного в Украине пока нет, хотя для этого сейчас прилагается немало усилий. Считаю, что предпосылки для легализации киберспорта можно было создать уже в этом году. Изобретать здесь велосипед не нужно: необходимо идти по пути других стран и создавать профильную ассоциацию, которая бы разработала единые правила игры и способствовала их утверждению на государственном уровне. Отмечу, что проблем на этом пути необходимо решить предостаточно.Во-первых, в Украине практически отсутствует правовая регламентация использования компьютерных игр в интернете. В частности, не урегулирован вопрос защиты авторских прав на компьютерные игры в ходе их массового использования на соревнованиях по киберспорту. Стало быть, необходимо усовершенствовать законодательство об авторских и смежных правах.Во-вторых, необходимо наладить коммуникацию между разработчиками компьютерных игр, большинство из которых находятся вне Украины, и отечественными киберспортивными ассоциациями, которые будут организовывать турниры в Украине.В-третьих, необходимо разрешить правовую ситуацию, при которой видеоигры подпадают под действие законодательства, регламентирующего азартные игры, которые на сегодняшний день в Украине запрещены. Думаю, что необходимо исходить из того, что в компьютерных играх, в отличие от азартных, игровой процесс базируется на навыках игроков, а не на принципе «выиграл-проиграл» – как кому повезет.Правда, при этом неурегулированным остается вопрос получения участниками турниров по киберспорту денежных выплат и призов. Тем не менее и здесь можно провести разграничение как раз за счет отличия киберспортивных соревнований от любых азартных игр (и тем самым такие турниры получат легальный статус).В-четвертых, нужно законодательно урегулировать контракты профессиональных игроков в киберспорте, в частности, в случаях их перехода в другие команды, при получении выплат, использовании торговой марки (имени) и т.п. Ведь действующее трудовое законодательство недостаточно регламентирует данные вопросы именно по отношению к киберспорту.Таким образом, чтобы е-sport стал в Украине полноценный и инвестиционно привлекательным видом спорта с соответствующей инфраструктурой, сопутствующими бизнесами, ему необходимо надлежащее правовое сопровождение. И чем раньше это будет сделано, тем лучше.
к