Бизнесмен, против которого открыто семь уголовных дел, - о своих связях с Януковичем, будущем UMH и инвестициях в Крым
Беглый олигарх Сергей Курченко дал интервью российскому деловому издания «РБК». Hubs приводит основные тезисы беседы олигарха с комментариями к ним
О новой украинской власти
Власть нас максимально атакует. На 20% в правовой плоскости, на 80% – в PR-плоскости. Параллельно с этим власть предлагает нам схемы работы, находящиеся за рамками правового поля. Поэтому ничего особенного не произошло.
О своих уголовных делах
Генпрокурор рассказывает журналистам, что у него есть уголовное дело против меня. Наш адвокат в тот же день пишет запрос и получает ответ, что такого уголовного дела нет. Адвокат дает пресс-конференцию, но от властей на это нет никакой реакции. Такое кажется невозможным, но такое происходит.
На уточняющий вопрос о том, что дела по факту существуют только в фейсбуке Арсена Авакова, Курченко отвечает :Да. Но Аваков же сам — в международном розыске.
Еще в июне исполняющий обязанности начальника следственного управления финансовых расследований Миндоходов Сергей Потоцкий рассказывал, что против Сергея Курченко, его менеджеров и компаний открыты семь уголовных производств. Бизнесмена подозревают в уклонении от уплаты налогов на общую сумму свыше 182 млн гривен, разворовывании и легализации средств в размере 800 млн гривен и фиктивном предпринимательстве. Фигурантами дел стали почти 50 компаний.
Это лишь часть уголовных дел, которые возбудили против группы Курченко. Претензии также есть у Генпрокуратуры и СБУ. Следователи работают над шестью эпизодами – хищение имущества «Укргазвидобування», разворовывание 450 млн гривен НАК «Нафтогаз України», контрабандный ввоз на территорию Украины нефтепродуктов, доведение до банкротства «Брокбизнесбанка», присвоение средств государственных банков и попытка завладения имуществом учительницы Нины Москаленко. Летом 2013 года ее пытались силой выселить из личного дома на Печерских холмах. По данным следователей, в операции участвовал Станислав Денисюк – бывший глава Налоговой Харьковской области, который сотрудничал с группой ВЕТЭК.
В августе Генеральный прокурор Виталий Ярема рассказывал журналистам, что работа над уголовными производствами продолжается. Но как сообщил Hubs один из следователей прокуратуры, который занимался одним из эпизодов «дела Курченко», с середины июля процесс расследования начал затягиваться. «Часть наших следователей просто отправили в отпуск, — говорит он. — Еще часть переключили на другие производства». Эту информацию подтверждает еще один сотрудник Генеральной прокуратуры. По его словам, закрытие дела лоббирует бывший заместитель Генпрокурора Степан Молицкий, который в прошлом сотрудничал с группой ВЕТЭК.
О связях с Януковичем и Семьей
Мне 28 лет, Януковичу – 64. Он из Донецка, я – из Харькова. Активов и проектов у меня совместных с ним нет и не было. У меня на Украине большой бизнес – наверное, в пятерке крупнейших холдингов. Естественно, я плотно общался со всеми чиновниками, в том числе и с президентом. Но предмет общения на 99% был спортивный, а на 1% – социальный.
С младшим сыном Виктором (Януковичем) я не знаком. С Александром мы виделись несколько раз на футболе. С Виктором Федоровичем мы виделись 20–30 раз, но наше общение ограничивалось вопросами спорта и социальных проектов.
Я начинал при Ющенко и с Ющенко общался больше, чем с Януковичем. «Близость к семье» – просто удобный ярлык, который придумали конкуренты и подхватили журналисты.
О футбольном клубе «Металлист»
Когда я купил «Металлист», клуб был на четвертом месте в национальном чемпионате. В первый год он занял второе место и вышел в группу Лиги чемпионов, в последний сезон он — на третьем месте, но с очень маленьким отрывом от второго. У нас планы оставаться между 2-м и 3-м местом. Сокращения бюджета, может быть, и будут, но незначительные. Плюс будет больший акцент на социальную составляющую.
Расходы «Металлиста» – десятки миллионов долларов в год. «Металлист» точно в полнейшей безопасности, потому что вряд ли в Украине есть желающие отдавать миллионы долларов в месяц «Металлисту».
О санкциях Евросоюза
Мы их обжалуем в суде, потому что они необоснованны. В какой-то степени они мешают, но мы с ними боремся, доказываем свою правоту и уверены, что докажем.
Об инвестициях в Крым
Крым – очень интересный регион. Мы там пока ничего не приобрели, но много чего изучаем. Сейчас у нас там сделок не было, но я думаю, что Крым потенциально будет очень инвестиционно привлекательным.
Не только. Нефтяной рынок в Крыму небольшой – порядка 400 тыс. т всех нефтепродуктов в год. Это немного.
По информации двух нефтетрейдеров, работающих в Крыму, еще в начале лета Курченко приобрел крымскую сеть заправочных комплексов TES, а также вел переговоры о покупке сети «Современник», но они пока не увенчались успехом.
Об УМХ и медиабизнесе
Им (власти) не нравится политика моего «Украинского медиа-холдинга», потому что мы говорим объективно, а многие украинские издания сейчас необъективны. Второй момент – я не совсем готов к договоренностям, не вижу предмета глобальной договоренности с ними.
В расследовании РБК, которое было опубликовано в одном номере с интервью, утверждается, что Курченко использует холдинг для переговорной позиции.
«Курченко старается «стать своим в России», утверждает источник в окружении бизнесмена. В том числе с использованием медиахолдинга UMH. «Это крупнейший украинский медиахолдинг, идеологический ресурс внутри страны. Это та самая козырная карта, которую он может разыграть», – говорит знакомый Курченко. В начале года Курченко провел встречу с топ-менеджерами UMH. «Он собрал в Москве всех главных редакторов холдинга и заявил: «Теперь мы занимаем пророссийскую позицию», – сообщил знакомый Курченко. Источник РБК в «ВЕТЭК-Медиа» подтверждает факт встречи, но говорит, что главное «послание» олигарха было другим: «Все в порядке, работаем как раньше».
Также подтверждается информация о создании Курченко нового крымского медиахолдинга «Скиф-медиа», в который войдут издания «Теленеделя», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Коммерсант» и «Футбол». Их выпуск планируется наладить на территории аннексированного полуострова.
Об аресте Одесского НПЗ
На данный момент ни Одесский НПЗ, ни «Металлист» не арестованы. Какие-то товары, какие-то компании, работающие на Одесском НПЗ, арестованы. Но там какие-то компании наши, какие-то — не наши. Но в большей степени это все — популистские заявления.
Еще в апреле нынешнего года Министерство внутренних дел наложило арест на нефтепродукты, принадлежащие группе Курченко. Правительство планировало продать их на специальном аукционе, но в Кабмине произошел раскол относительно текста постановления, регламентирующего процедуру аукциона. В итоге он так и не состоялся.
Об инвестициях в Россию
Россия – это колоссальный рынок. Мне кажется, сейчас многие иностранные компании будут работать в России более сдержанно ввиду общей ситуации. Российский нефтяной рынок больше украинского в десятки раз. Здесь очень много сегментов, мы все изучаем и во многие входим.
Будет ли в России Майдан? [смеется]. Вряд ли. В России очень стабильная система, в России сильная эффективная власть, здесь не будет никаких сильных потрясений в ближайшее десятилетие.