Лучший стимул роста карточных платежей - ограниченный доступ к банкоматам
«Впервые за 20 лет развития украинского платежного рынка 60,7% операций, то есть почти 2/3 от общего количества карточных операций, совершено безналично: в торговой сети», — радостно сообщил директор Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА Александр Карпов у себя на Facebook-страничке.
Банкиры долго боролись за то, чтобы их клиенты переходили на безналичные платежи. Банки выпустили около 70 млн карт (активны из них 33 млн), запускали интернет-банкинг, установили около 124 000 POS-терминалов на предприятиях торговли и сферы услуг, организовали безналичные платежи через банкоматы. Плюс маркетинг, программы лояльности и другие «пряники». Но лучше всего работает «кнут» в виде ограничений на снятие наличных.
В 2008 году на безналичные приходилось 10,5% операций по картам. В кризисном 2009-м, когда многие банки установили ограничения на снятие наличных, она выросла до 13%. К началу 2014 года этот показатель дорос до 43,6%.
«Также впервые безналичный оборот приблизился к 30% от общей суммы средств клиентов, использованных при помощи платежных карт», — написал Карпов.
Данные за 2014 год в графиках – прогнозные. Рассчитывались с предположением, что четвертый квартал будет таким, как в среднем три предыдущие.
На графиках хорошо видно, как кризис второй раз подряд приучает украинцев к картам. В этом году, как и в 2009-м, клиенты банков снимают меньше наличных. В этом году, как и в 2009-м, действуют ограничения на такие операции. Сегодня с карточки можно снять не более 150 000 гривен в день. Валюту снять и вовсе можно только на 15 000 гривен. У банков есть и собственные лимиты, которые ниже установленных НБУ. Многие банкоматы сейчас запрограммированы на выдачу небольших сумм – от 2 000 до 5 000 гривен за одну операцию.
«В этом году деньги из банкоматов и касс выносили в основном вкладчики, соответственно, пустых банкоматов было гораздо больше, чем обычно. Поэтому клиенты, которые не могли снять наличные, вынуждены были рассчитываться карточками. То есть этот рост не от хорошей жизни, а от отсутствия во многих случаях альтернативы», — говорит директор по розничному бизнесу банка, который входит в топ-10 по количеству активных карт.
С ним соглашаются многие коллеги. «Это результат лимитов на снятие наличных, плюс клиенты, которые держали кредитки про запас, начали их использовать, а снятие «кредитного нала» – это +5%», — рассуждает Карпов. По его словам, расчеты по безналу идут в соотношении зарплатные к кредитным картам — 3/1.
«В некоторых регионах налички просто нет», — находит еще одну причину роста безналичных платежей банкир Евгений Плотица. В безналичных операциях учитываются и переводы с карты на карту. Таких операций немало. Украинцы переводят деньги с карты испытывающих трудности банков на счета в стабильных.
В Приватбанке не согласны с тем, что рост вызван ограничениями. «Причина в том, что в торговле начали платить картами и в интернете. Например, у нас в октябре в среднем в сутки в кассах проводили клиенты 195 000 транзакций, а через сайт Приват24 в сутки — 325 000 транзакций, и еще через мобильное приложение Приват24 в сутки — 85 000 транзакций», — утверждает пресс-секретарь Приватбанка Олег Серга. В октябре у банка никаких дополнительных ограничений на снятие наличных не было. Не было их и у французского Укрсиббанка, но там тоже отметили рост.
Правы все. Ограничения вынуждают украинцев активнее пользоваться картами как средством платежа. После отмены запретов многие клиенты банков продолжают использовать карты в магазинах уже по своей воле.