Иванющенко теряет Мариуполь

Флагману украинского машиностроения грозит банкротство

Мариупольский «Азовмаш» из лидера украинского машиностроения становится аутсайдером. Концерн, выпускающий вагоны, продукцию для металлургов и сварные конструкции для бронетехники накопил многомиллионные долги перед рабочими и кредиторами.

Всего пару лет назад «Азовмаш» был одним из крупнейших предприятий Украины с выручкой $1,5 млрд. Ежегодно он выпускал более 15 000 железнодорожных вагонов и цистерн и занимал 15-20% всего вагоностроительного рынка СНГ. Компанию контролируют семья покойного президента «Азовмаша» Александра Савчука и авторитетный енакиевский бизнесмен Юрий Иванющенко, близкий к экс-президенту Виктору Януковичу. «Долю акций Инванющенко я, честно говоря, и не знаю. Потому что там – семейный бизнес, – рассказывал Савчук в 2011-м. – А во-вторых, честно говоря, я и знать не хочу».

При Януковиче партнеры практически вытеснили государство из совместного бизнеса. ПАО «Азовмаш» – холдинговая структура концерна, в которой государству принадлежало 50%+1 акция – утратило влияние на свои предприятия. За счет дополнительных эмиссий Савчук и Иванющенко нарастили свои доли в акционерном капитале «Азовобщемаша», Мариупольского завода тяжелого машиностроения», Мариупольского термического завода, «Азовэлектростали» и КБ им. Бубнова до 70-100%.

Смерть Александра Савчука (в конце 2012 года) и похолодание в отношениях между Украиной и Россией – ключевым заказчиком «Азовмаша» – дорого обошлись компании. В 2013 году выпуск вагонов упал в полтора раза – до 10 500 штук. Оказалось, это не предел.

Фото: trans-port.com.ua

Фото: trans-port.com.ua

Мариупольский аутсайдер

Война на Донбассе больно ударила по промышленности Мариуполя. Местные металлургические гиганты – «Азовсталь» и ММК им. Ильича – вдвое снизили производство. «Азовмашу» пришлось еще хуже. За первые восемь месяцев 2014 года завод изготовил 612 вагонов, рассказал Hubs аналитик инвесткомпании «Арт Капитал» Алексей Андрейченко. «Последние месяцы компания производила не более 10 вагонов в месяц, в основном специализированные цистерны, которые не может делать ни один другой завод в Украине», – отмечает эксперт.

Долги по зарплате на «Азовобщемаше» стали темой для обсуждения на недавней сессии мариупольского горсовета. «Мы вынуждены были обратиться в государственные фонды Украины с просьбой инициировать процедуру банкротства, – цитирует директора департамента экономики горсовета Андрея Каргина газета «Приазовский рабочий». – Сегодня это единственный способ получить деньги от реализации имущества, чтобы направить их на погашение долгов по зарплате».

«Забудьте о банкротстве, там кто-то сказал, не подумав, – убеждает Hubs один из топ-менеджеров «Азовмаша». – Сессия не правомочна обсуждать такие вопросы». Зачем городским властям поднимать эту тему? Долг компании перед персоналом – 28 млн гривен. Нет зарплат – нет отчислений в местную казну. Дефицит городского бюджета – 26,7 млн гривен – частично покрывается за счет дотаций из государственного и областного бюджетов.

По закону заявление о банкротстве компании должны подавать не госорганы, а кредиторы. «Никто из них не предполагал начинать процедуру банкротства», – категоричен один из топов «Азовмаша». Долгов у концерна много. Только два банка – «Альфа» и «Дельта» – сейчас пытаются через суд вернуть 530 млн гривен. Топ-менеджер «Азовмаша» подтвердил, что это – лишь небольшая часть долга. «Завод должен работать, – отметил замглавы ФГИ Юрий Никитин. – Мы сейчас изучаем ситуацию».

Фото: wikimapia.org

Фото: wikimapia.org

Эхо войны

«Азовмаш» – это не только вагоны. Заводы концерна с советских времен участвуют в оборонной программе. Компания участвовала в крупнейшей программе украинской оборонки: производстве 320 танков для Пакистана. В Мариуполе сваривали корпуса и башни для машин. В 2011 году завод привлекли к производству БТР, но затем из Мариуполя сварку перенесли в Харьковскую область и Николаев. По большому счету, «Азовмаш» остался за бортом программы бронетанкового машиностроения в Украине.  Там надеются принять участие в производстве нового танка «Оплот». Это маловероятно, пока Мариуполь остается прифронтовым городом.

Перспективы концерна пугают. Падение производства вагонов в целом по Украине – 76%, у «Азовмаша» – 92%, отмечает Андрейченко. «Коллеги» мариупольского концерна чувствуют себя получше. «Днепровагонмаш» Сергея Тигипко за три квартала сработал в плюс. Крюковский вагонзавод по итогам года рассчитывает сделать 3000 вагонов и получить небольшую прибыль. «Азовмаш» – крупнейший из украинских вагонзаводов – плетется в хвосте. «Если другие могут взять небольшой заказ, например, 50 вагонов, то мы – нет, объясняет его топ-менеджер. – Запускать огромное производство для выпуска маленьких партий невыгодно».

Фото: i24.com.ua

Фото: i24.com.ua

На чем зарабатывает гигант? Раньше брали вагоны, сейчас заказывают горнорудное и металлургическое оборудование. Среди клиентов – группа «Метинвест» Рината Ахметова и «Индустриальный союз Донбасса» Сергея Таруты, российские «Северсталь» и Новолипецкий метзвод.

Вместо вагонного литья «Азовэлектросталь» планирует выпускать стальные полуфабрикаты. В ноябре компания начнет выполнение нового заказа на заготовку и рассчитается с долгами по зарплате, рассказывал генеральный директор «Азовэлектростали» Юрий Сердюк. Стоит ли ждать восстановления производства вагонов и цистерн? «Перспектив на вагоностроительном рынке, который ранее давал предприятию 90% выручки, я не вижу», – считает Андрейченко. Акционерам самое время поделиться с заводом частью прибыли, полученной в «тучные» времена.

*

Top