Бизнес заблокирует введение нового налога на импорт через ЕС и ВТО

Новый налог на импорт, принятый Верховной Радой в ночь на понедельник, временно отменяется. Импортеры собираются убедить ЕС и ВТО заблокировать его окончательное утверждение и вступление в силу.

Причем здесь ВТО и ЕС? А при том, что Украина, как член ВТО и партнер ЕС, должна согласовывать с ними такие нововведения.

Поспешили с налогами

Изначально проект Закона «О мерах по стабилизации платежного баланса Украины» предполагал, что налог на импорт будет введен с 1 января 2015 г. Кабмин, как автор документа, предлагал собирать с импортеров в зависимости от группы товаров 5% и 10% на протяжении 2015 г.

В прошлый четверг, 25 декабря, Верховная Рада приняла документ в первом чтении. Окончательно за документ депутаты проголосовали в ночь с воскресенья на понедельник.

Но, как выяснилось, закон приняли с оговоркой – он вступит в силу не с 1 января, а лишь после консультаций с «торговыми партнерами».

Прямо в зале Верховной Рады со слов премьер-министра Арсения Яценюка в закон внесли правку:

«Закон о введении импортного сбора вступает в силу с момента опубликования решения Кабинета Министров Украины относительно завершения консультаций с международными финансовыми организациями», — приводятся слова Арсения Яценюка в стенограмме заседания Верховной Рады.

Импортеры переубедили

Не исключено, что решение не вводить с 1 января новый налог на импорт, — заслуга импортеров, считает Артем Ткаченко, председатель правления «ВиДи АвтоСити» — одной из крупнейших в Украине компаний, торгующих автомобилями.

«Всеукраинская ассоциация импортеров и автодилеров обратилась с открытым письмом к спикеру Верховной Рады Владимиру Гройсману и народным депутатам, в котором объясняла, что закон противоречит нормам ВТО, членом которой является Украина. С аналогичными обращениями выступили ЕВА и другие бизнес-объединения», — поясняет Ткаченко. По его словам, любые изменения импортных сборов Кабмин должен согласовывать со Всемирной торговой ассоциацией, а на получение ответа из Европы может уйти около двух месяцев.

Уверены, что им удалось переубедить народных избранников и в Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров – ВААИД. «Мы отправляли письмо каждому нардепу и от многих получили ответы. В частности, нам сообщали, что наши замечания учтены и введение налога на импорт отложено до согласования с ВТО и ЕС», — пояснил Hubs директор ВААИД Олег Назаренко.

Обращались к законодателям и нефтетрейдеры. «Мы писали письмо профильному министру, в котором объясняли, что нельзя вводить налог на импорт, так как это скажется на конечном потребителе», — рассказал Hubs Леонид Косянчук, президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины».

В итоге нефтепродукты не попали под действие новой нормы. От нового сбора также освобожден и другой критически необходимый импорт: природный газ, энергетический уголь, топливо для АЭС, нефтепродукты, банкноты и банковские металлы, гуманитарная помощь, а также товары, которые освобождаются от пошлины в соответствии с международными договоренностями.

Что дальше?

Дальнейшие события, по мнению импортеров, могут развиваться в двух направлениях. В первом случае Кабмин, возможно, и не будет продвигать рассмотрение закона в ВТО и ЕС. Не исключено, что закон принимался, чтобы выполнить формальные условия перед МВФ, который требует:  дефицит бюджета Украины на 2015 год не должен превышать 4%. Иначе правительство Яценюка не получит новых траншей.

«Эту временную норму, которая принесет 17,6 млрд в бюджет в этом году, нам и предложила ВТО», — убеждала депутатов перед первым чтением законопроекта министр финансов Наталья Яресько.

На бумаге закон позволяет показать дополнительную статью доходов. Однако после принятия решения Валютным фондом о выделении денег (миссия МВФ начнет работу в Украине 2 января), о законе могут тут же забыть.

Тем более, что у налоговой инициативы Кабмина есть и другие подводные камни. Подорожание семян и средств защиты растений приведет к экономии и как следствие — меньшей урожайности, заявили в Украинском клубе аграрного бизнеса. Как результат — уменьшение экспортного потенциала и валютных поступлений на $4,8 млрд, подсчитали в УКАБ.

Во втором случае Кабмин действительно попытается согласовать импортный сбор с ЕС и ВТО. «Тогда автоимпортеры будут обращаться к европейским заводам с просьбой повлиять на решение компетентных органов ЕС, чтобы те не согласовывали введение налога на импорт», — отмечает Ткаченко.

*

Top