Глава Фонда гарантирования вкладов рассказал, какие банкиры из Жеваго, Фирташа, Лагуна, Климова и Ивченко
Вчера менеджеры Фонда гарантирования вкладов физлиц три с половиной часа общались с прессой. Директор-распорядитель Фонда Константин Ворушилин забежал к журналистам только на сорок минут. Вот основные тезисы его короткой речи.
— Балансовая стоимость активов переданных Фонду банков — около 150 млрд гривен. С учетом банка «Надра». Действительное положение вещей гораздо хуже (оценочная стоимость — около 18,3% от балансовой – Hubs). Самые привлекательные активы — в залоге под рефинансирование НБУ. Деньги от их продажи в первую очередь пойдут Нацбанку.
— Из того, что заложено в НБУ, мы ничего не продали. Сейчас только разрабатываем схему продажи этих активов. Фонд не в восторге от этого факультатива: трудозатраты наши, а деньги придется отдавать НБУ.
— Те активы, которые остаются у нас, к сожалению, не всегда ликвидны. Хорошие активы есть у банка «Форум», Брокбизнесбанка (Hubs писал о распродаже залоговых автомобилей), у VAB Банка есть что-то. В остальных банках, в которые мы зашли, полная пустота. Это такие как «Порто-Франко», Легбанк. По CityCommerceBank вообще вопиющие факты. Валюта баланса там под 4 млрд гривен, а оценка тех кредитов, по которым есть более-менее понимаемый залог, — 79 млн гривен. Из них рабочие кредиты — всего 400 000 гривен. Целый ряд активов CityCommerceBank выведены на Профинбанк.
— По CityCommerceBank мы заканчиваем формирование реестра, после чего начинаем выплаты. Дробление депозитов, которое провел банк, мне не нравится – это дополнительная нагрузка на Фонд. Но такие операции законны.
— Мы тут в Фонде негостеприимны. Не рады ни одному банку, который на нас перебрасывают. Это лишняя головная боль для нас и лишние вкладчики.
— Собственник банка «Финансы и Кредит» Константин Жеваго вносит свои деньги в увеличение капитала. Он реально борется за выживание банка (Hubs писал о проблемах в банке). Он уже сделал первый существенный взнос. Дивиденды, которые он получает от своих предприятий, обещает также внести в капитал банка. Моя позиция: если собственник вносит живые деньги, борется за выживание банка, то надо дать ему шанс. За банком «Финансы и Кредит» стоит реальный, живой бизнес. Это не пирамида, не CityCommerceBank. Другой вопрос – аффилированность. Нарушали ли они нормативы? Наверное, нарушали, но это уже вопрос к НБУ. Под залог рефинансирования НБУ он отдает реальный живой бизнес, к примеру, Кременчугский мясокомбинат. Я лично общался с Жеваго, его действия вызывают доверие.
— Дмитрий Фирташ очень не хотел хоронить свой банк. Он держал его и вкладывал. «Надра» уже был неполноценным банком – не рыночным. Обслуживал только одну группу фактически. Но он сам решал вопросы со своими вкладчиками. Я считаю, что банк мог бы жить и работать. Но такое решение принял НБУ. У банка закончился срок проблемности – 180 дней, который определен законом. Проблема банка «Надра» в том, что в начале прошлого года он получил рефинансирование под права по кредитам. Это вопрос, конечно, не к сегодняшней команде НБУ.
— Леонид Климов был у меня в декабре прошлого года. Мы обсуждали с ним сложную ситуацию в Имэксбанке и варианты улучшения финансового состояния банка. За счет сворачивания активов, продажи имущества. Он целый ряд шагов сделал: продал активы, часть реального имущества заложил под рефинансирование НБУ. Но есть акционеры банков, которые говорят и что-то делают, а есть те, кто говорит и этим прикрывается. Как только Имэксбанк сделал неправильные шаги и вывел часть активов, куратор банка сообщил НБУ. Тут же было принято решение о вводе временной администрации. Вовремя ли? Какие-то активы остались.
— Алексей Ивченко планово положил свой Еврогазбанк. Он начал дробить депозиты с февраля прошлого года. Они подробили столько… Но все законно. Активы вывели. У них хватило совести оставить активы, которые в залоге у НБУ под рефинансирование. Все остальное – ушло.
— Это вы, журналисты, рассказывали, какой Николай Лагун финансовый гений. Он «миллиардер», который всем должен. Реального бизнеса за ним не стояло. Нельзя сравнивать Лагуна и Жеваго или Бахматюка. Я ко всем нормально отношусь, предвзятости нет. Но бизнес есть бизнес: если попали, то будьте до конца честными. С Лагуном мы говорили в декабре прошлого года,«Дельта» хотела быть банком, выплачивающим депозиты. Я сказал, что не вопрос: выполняйте нормативы НБУ, выравнивайте платежеспособность и – пожалуйста. Лагун мне рассказывал, что у него есть потенциальные инвесторы, которые заходят в банк. Закончилась встреча большими пожеланиями. Сегодня «Дельта» — это головная боль для всех. НБУ и Фонд в декабре предлагали Минфину национализировать «Дельту». Минфин выступил против. Это очень дорого. Решения нет, но все органы государственной власти и собственники банка его ищут.
— В бюджете на рекапитализацию банков предусмотрено 36 млрд гривен, ФГВ дают только 20 млрд гривен. Сейчас я надеюсь, что найдутся какие-то варианты выхода для «Дельты» и мы ее не получим в Фонд. У нее 15 млрд гривен выплат и больше миллиона вкладчиков. Я не в восторге от того, что такое «счастье» может на нас свалиться. Надеемся на позитивное решение вопроса. Надеюсь, Лагуну кто-то из его потенциальных инвесторов поверит.
— НБУ нам несколько раз говорил, что готовьтесь заходить в банк Ивана Гуты (собственник агрохолдинга «Мрия» — Hubs) – DV Банк – с временной администрацией. Но они начали заводить реальные живые деньги в капитал.
— Из-за роста курса с каждым днем становится все меньше и меньше банков, которые выполняют все нормативы НБУ.
— Вы задаете вопрос о повышении гарантированной суммы Фонду, который уже занял 20 млрд гривен и еще собирается занимать, так как на выплату вкладчикам Имэксбанка денег уже нет. Живых денег нет, но они заложены в бюджет (20 млрд гривен в виде ОВГЗ – Hubs). Деньги будут на выплаты: 200 000 гривен мы сможем обеспечить. Много это или мало? Да, мало – меньше $10 000. Ничто. Но это вопрос к Минфину и ВРУ – они определяют размер гарантированной суммы. ОВГЗ для выплаты вкладчикам Имэксбанка и «Надры» мы возьмем у Минфина, когда подойдем к выплатам.
— Часть банков, которым Фонд поручил выплачивать депозиты обанкротившихся банков, неплохо работают с вкладчиками. Иногда они оставляют 30-40% вкладов. Неплохо работают по выплатам банк «Михайловский», «Киевская Русь», Альфа-Банк. Вкладчики VAB Банка первые дни все выносили. Слава Богу, что мы поделили выплаты на шесть банков по региону. Сейчас все выплаты уже идут спокойно, планово. Все нервнобольные получили вклады, теперь банки обзванивают оставшихся и предлагают им прийти за вкладом.
— Все будет хорошо!