При отсутствии господдержки садоводство станет прибыльным не раньше, чем через десять лет
Серьезные капиталовложения при условии получения прибыли через десять лет. Именно в таких условиях придется работать бизнесменам, которые готовы инвестировать в возрождение промышленного садоводства в Украине. Об этом харьковскому корреспонденту Hubs рассказал руководитель ООО «Харьковская фруктовая компания» Василий Сердюк. Яблочные сады предприятия, основанного в 2012 году, находятся в Чугуевском районе Харьковской области. В этом году компания, которая уже пользуется популярностью у местных ритейлеров, получит второй урожай.
— Яблони «Харьковской фруктовой компании» не похожи на привычные украинцам деревья-гиганты с прогнувшимися от тяжести плодов ветвями. Расскажите о технологии выращивания, и как она показала себя на Харьковщине?
— Это интенсивный сад на шпалерах. Мы высаживаем двухлетний саженец книп-баум (цветущая ветвь – нем.), на следующий год он начинает плодоносить. В 2014-м заложили сад, в 2015-м уже получили небольшой урожай – 15 тонн с гектара. На пятый год такой сад выходит на полную мощность плодоношения – 40-45 ц/га. Никакого химического воздействия не предусмотрено, урожайность достигается за счет сгущенности деревьев – 3 472 на гектаре. Эта технология применяется в Мекке отечественного промышленного садоводства – Винницкой и Черновицкой областях. Что касается Харьковщины, то когда я решил здесь этим заняться, мои знакомые крутили пальцем у виска. Все-таки мы находимся в рискованной зоне – ранние зимние морозы дают о себе знать. Я долго присматривался: все же тенденция к потеплению у нас есть. И не прогадал. В прошлом году, когда морозы ударили в октябре, у нас было не убрано 80 т яблок. Мы их сорвали, выяснилось – яблоко не повреждено. Сахара было много и клетчатка не повредилась.
— О каком размере инвестиций идет речь в промышленном садоводстве? Предусмотрены ли на государственном уровне льготы для тех, кто внедряет новые технологии?
— Что касается инвестиций, считайте сами – закладка сада такого уровня обойдется в $40-50 тыс. на гектар. Только саженцы, они у нас бельгийские, стоят в среднем EUR 6,5 за штуку. Кроме того, наша компания построила единственный в Харьковской области холодильник с газорегулируемой средой. Он рассчитан на 950 т яблок, его стоимость – почти миллион евро. При хранении яблок откачивается кислород и углекислый газ, их остается по 1,5%; температура хранения – +1,5 градуса, влажность – 98%. В такой среде прекращается метаболизм и яблоки «засыпают». Через 7-8 месяцев их внешний вид и вкусовые качества не отличаются от тех, что только что были сорваны. А некоторые сорта могут храниться и до двух лет.
Инвестируя эти средства, мы рассчитывали на компенсацию, поскольку попадали под целевую программу Минагрополитики. Только за холодильник нам должны были компенсировать 50-70%. Но с 2014 года эти программы не работают. Мы подали в суд, выиграли, но Верховный суд снова вернул дело на рассмотрение первой инстанции. Все делается для того, чтобы не платить. Так что мы остались один на один со своей проблемой. В такой ситуации раньше, чем через десять лет, говорить о получении прибыли не приходится. Пока это — дотационный бизнес.
— Тогда почему все-таки решили этим заняться, вряд ли была полная уверенность в государственной поддержке?
— Мы работаем за счет того, что перебрасываем средства с других бизнесов. В частности, занимаемся производством снеков и машиностроением в Запорожской области. Что касается садоводства, у меня есть необходимые опыт и знания, компания занималась этим в Крыму. После оккупации пришлось уйти из-за предвзятого отношения и жесткого законодательства. Никаких дивидендов оттуда не получаем, единственное – удалось часть активов обменять взаимозачетами. Сам я родом с Харьковщины, поэтому решил продолжить здесь. Садоводство – очень специфическая отрасль, это кропотливая работа с множеством нюансов. Кроме больших инвестиций, нужны специалисты, которых в Украине почти нет. Поэтому часто езжу на консультации в США, их специалисты к нам приезжают.
— Каким образом вы наладили сбыт, какие международные рынки рассматриваете как наиболее перспективные?
— Сегодня нам пока достаточно Харьковской области. С нами очень удобно работать, все ритейлы харьковские, мы здесь рядышком – 30 км от Харькова. Такого качества, как у нас, учитывая наличие холодильника, супермаркеты не возьмут нигде. Что касается Европы, туда очень тяжело пробиться. Хотя наша продукция вполне вписывается в европейские требования, по некоторым показателям она даже чище. При необходимости, уверен, мы смогли бы пройти сертификацию – по условиям производства, хранения и т.д. Но там очень прочно закрепились итальянцы и поляки, последние вырастили в этом году 4,5 млн тонн яблок.
Российский рынок по понятным причинам для нас закрыт. Могли бы продавать в Казахстан, но там закрыт транзит. Поэтому присматриваемся к азиатским рынкам. Сад будет разрастаться, и на Харьковщине нам скоро станет тесновато.
— Как складываются отношения с местной громадой?
— Наши сады находятся на территории села Коробочкино, которое входит в первую объединенную громаду на Харьковщине – Чкаловскую. Десять пайщиков доверили нам свои наделы в аренду на 25 лет, мы сумели убедить людей, что мы не временщики. У нас только 6,5 км труб закопано в землю для орошения. Арендная плата – одна из самых высоких в Чугуевском районе. Мы планируем расширяться и уже ведем переговоры об аренде дополнительных паев.
— Расширяться хотите за счет увеличения площадей под яблочным садом?
— Не только. В 2017 году планируем заложить вишневый сад, в 2018-м – сливовый. Кроме того, хотим накрыть участок яблочного сада антиградовой сеткой. Это нужно для дифференциации убытков: один град превращает десертное яблоко в техническое. Такая сетка – это дополнительные EUR 12 тыс. на гектар. Но потеря одного урожая раз в 15 лет вследствие града оправдывает эти траты полностью. Я изучал европейский опыт, там к установке антиградовых сеток относятся по-разному. В горных районах Тироля (Австрия), где град бывает 5,6 раз в год, эти сетки необходимы, а на равнинах их ставят реже. Там работает система страхования урожая, и тебе не нужно доказывать страховщикам, что ты не сам каждое яблоко поковырял. В Украине получить такую страховку невозможно, если только не ты сам владелец страховой компании.
Автор: Юлия Пожидаева