Днепропетровский олигарх потерял контроль над «Укрнафтой» и начал войну с президентским окружением
Вчерашний вечер выдался жарким для днепропетровского губернатора. Пока его футбольный клуб отбивался от амстердамского «Аякса», Игорь Коломойский с группой поддержки сидел в помещении государственной «Укртранснафты». За несколько часов до этого в компании поменяли менеджмент – лояльного к Коломойскому Александра Лазорко сменил луганский СБУшник Юрий Мирошник.
Вечер трудного дня
События вчерашнего дня можно восстановить из описания его участников. Около полудня глава наблюдательного совета «Укртранснафты» Александр Савченко привел в офис нового руководителя – Юрия Мирошника. Охранники развязали небольшую драку. Победили новоприбывшие.
После знакомства с решением набсовета «Укртранснефти» экс-руководитель компании Александр Лазорко покинул офис и поехал на срочную пресс-конференцию в агентство «Униан» рассказывать о незаконности своего отстранения. Судиться, по его словам, он собирался лишь за имущество, которое могли повредить «захватчики».
Интересная деталь: за неделю до отстранения на предприятии сменили двух из восьми членов наблюдательного совета. Решения набсовета принимаются тремя четвертями голосов. «Это неизвестные мне люди», — ответил Лазорко на вопрос Hubs о новых менеджерах.
Днем случилась еще одна неприятность. Верховная Рада наконец-то снизила кворум для собраний акционеров частных и государственных предприятий до 50% акций – простого большинства голосов. Эту норму задолго до голосования называли «антиприватовской». Она позволяла государству потеснить днепропетровскую группу в «Укрнафте». Большинство в этой компании принадлежит государству, структурам Игоря Коломойского – 43%.
У закона о кворуме — долгая история. Первый раз его приняли еще в 2006 году, инициатором выступил «юрист Ахметова» Юрий Воропаев. Тогда президент Виктор Ющенко наложил вето на документ. Во второй раз депутаты снизили кворум в январе 2015-го, но юридическое несовершенство позволяло «Укрнафте» обойти новую норму.
В четверг все формулировки были соблюдены. Голоса дала даже фракция «Народного фронта», провалившая январскую попытку.
Выход на арену
Ближе к восьми вечера Коломойский с охраной, своими заместителями и несколькими нардепами зашел в помещение «Укртранснафты». Кроме того, в здание проникли неизвестные в камуфляже и черными чехлами в руках.
Вскоре около «Укртранснафты» появились министр энергетики Демчишин и чиновники НАК «Нафтогаз Украины». Охрана впустила их в здание.
По словам Демчишина, днепропетровский губернатор приехал изучить законность отстранения Лазорко, который до «Укртранснафты» был менеджером на его НПЗ. «Мы очень мирно пообщались… Он (Коломойский) сегодня нам заявил, что несет моральную ответственность за компанию «Укртртанснафта», поэтому он не мог не прийти на эту встречу, не мог не поддержать Лазорко», — цитирует министра «Украинская правда».
Спокойными выглядели и другие участники переговоров. «Мы можем поселить его (нового руководителя – Hubs) у нас в «Нафтогазе», и он будет оттуда руководить компанией, — рассказал замглавы НАКа Андрей Пасишник. — Захват офиса ничего не даст».
Не все так просто. По информации главреда УП Севгиль Мусаевой-Боровик, на встрече с Демчишиным днепропетровский губернатор сказал, что привез в Киев 2 000 бойцов, потому что забирают его предприятия.
В чем ценность предприятия для днепропетровской группы? «Во-первых, труба — это 1.3-1.9 миллионов тонн технологической нефти. Во-вторых, это доступ к левой нефти, со скважин, которые ведут добычу «мимо счетчиков». В третьих, это способ не пускать конкурентов. Одесский НПЗ закрылся из-за того, что им не дали получать нефть из России», — рассказал Hubs один из отраслевых экспертов.*
Вместе с чиновниками в помещение также впустили депутатов Павла Ризаненко от Блока Петра Порошенко и Викторию Войцицкую от «Сампомочі». Они оставались в здании дольше всех – почти до 23.00.
Чтобы поддержать Войцицкую, к «Укртранснафте» приехали трое ее однопартийцев. «Виталий Хомутынник, депутат Шевченко, Коломойский, Палица и Лазорко находятся в кабинете бухгалтерии, мирно общаются и изучают документацию, хотят составить акт приема-передачи», – рассказала журналистам Войцицкая, покинув здание.
Коломойский вышел на люди около полуночи – документация НАКа его не удовлетворила. «Мы освобождали здание от русских диверсантов, которые его захватили», — сходу заявил он журналистам. Кто был диверсантами, Коломойский не уточнил.
«Выяснили, что нет задания на голосование от Кабмина, нет задания на голосование от НАК «Нафтогаза», вообще нет никаких документов, под видом милиции была непонятная частная охранная структура… Обычная попытка жалкого рейдерского захвата государственного предприятия», — сказал олигарх.
Кто инициатор? «Сказали, что Кононенко», — ответил губернатор.
Это заявление стало самым громким за минувший вечер. Вряд ли Игорь Коломойский назвал фамилию одного из старейших бизнес-партнеров президента по корпорации «Укрпроминвест», не оценив резонанс от своих слов. Сейчас Кононенко – первый замглавы президентской фракции в парламенте.
«Еду к президенту, хочу задать ему вопрос: как в центре Киева может происходить захват стратегического предприятия российскими диверсантами под его именем, под его прикрытием?», — сказал Коломойский в завершение импровизированного брифинга.
«Днепр» Коломойского отбился. Игрокам пришлось попотеть: судьба матча решилась только в добавленное время. Окружение Коломойского тоже намекает на продолжение матча. «Завтра утром нас могут ждать громкие отставки и колоссальные медиаскандалы. Либо все сделают вид, что ничего не произошло», — написал заместитель Коломойского Борис Филатов.
*комментарий добавлен после публикации материала