Терезия Бабич, представитель «Укравтодора»
Терезия Бабич, представитель «Укравтодора»

Подробности конкурса на строительство концессионной дороги Львов-Краковец

Вчера «Укравтодор» объявил конкурс для отбора инвестора строительства и обслуживания дороги Львов-Краковец. Эту дорогу первой в стране передадут частной компании в концессию.

О том, на каких условиях «Укравтодор» готов сотрудничать с инвестором, Hubs расспросил Терезию Бабич, руководителя подразделения международного сотрудничества и инвестиций «Укравтодора».

Идею строительства дорог на условиях концессии активно продвигало еще правительство Николая Азарова. Подход новой власти как-то отличается от предшественников?

С 2008 года карта концессионных дорог не изменилась. И даже от планов, касающихся временно оккупированной территории, «Укравтодор» не отказался.

По сути, остались  без изменений и приоритеты. Дорога Львов-Краковец, на строительство которой мы объявили конкурс, всегда была первой в списке концессионных проектов.

Почему именно Львов-Краковец?

Эта дорога входит в Трансъевропейскую систему транспортных коридоров как одна из дорог, соединяющих ЕС и Украину. Польша свой автобан уже построила. Если Украина достроит его до Львова, то трафик должен быть весьма высоким.

К тому же проект Львов-Краковец лучше всех подготовлен к реализации: есть вся необходимая документация, решен вопрос с землей. И что не менее важно для пилотного проекта – протяженность дороги невелика – около 84,5 километров.

Ну и в целом дорога не закончится на Львове. Продлим ее до Ровно. А там уже начинается трасса Киев — Чоп с двумя полосами в каждом направлении.

Существующая бесплатная дорога Львов – Краковец никуда не денется. Те, кто не захочет платить за проезд, смогут пользоваться ею.

Вы пытаетесь как-то рассказать о концессионных проектах западным компаниям?

Мы не проводили какой-то грандиозной пиар-кампании. Во-первых, потому что у «Укравтодора» далеко не лучший имидж. Скорее всего, подобная активность в медиа вызвала бы негатив с точки зрения дополнительных трат пользователей дорог.

Во-вторых, в стране кризис. И у нас нет бюджета, чтобы, допустим, устроить турне по форумам инвесторов.

Отчасти нас спасло то, что многие о проекте уже знали, так как он существует далеко не первый год. И если инвесторы обращались в «Укравтодор», то им прежде всего предлагали именно этот проект.

Также мы пытались популяризировать проект через наши посольства в разных странах, которые уже доносили нашу информацию до местного бизнеса.

И каковы успехи?

Мы сами не ожидали, но он оказался весьма успешным. Восемь компаний предварительно заинтересовались проектом Львов-Краковец.

Все компании зарубежные?

Нет. Есть и украинские.

Но название их Вы не скажете…

Я пока не могу оглашать эту информацию.

По какой модели будет работать проект? Другими словами, кто за что будет платить?

Концессионер должен будет привлечь инвестиции на строительство. Готовую дорогу он получит в концессию. Общий срок концессии не должен превышать 49 лет.

Дальше могут быть разные способы возврата инвестиций и заработка для компании. Один из вариантов – взимание платы за проезд. Но если мы будем видеть, что платная дорога не пользуется спросом, то можем отказаться от оплаты.

А как же тогда концессионер будет зарабатывать? В чем его выгода, если проезд будет бесплатным?

По закону о концессии есть три механизма возврата денег инвестору в строительство дорог. Первый – плата за проезд. Второй – плата за эксплуатационную готовность дороги. Третий – разного рода субсидии и компенсации.

На случай, если идея с платной дорогой провалится, мы выбрали второй вариант. На протяжении времени концессии дороги инвестор будет получать деньги из бюджета. Но только в том случае, если дорога будет эксплуатироваться на должном уровне – она будет доступна для нормального проезда, а ее качество будет на уровне платной дороги.

Если эксплуатационная готовность дороги будет недостаточной, платежей из бюджета не будет.

Эти платежи будут идти из специального дорожного фонда, создание которого инициирует Министерство инфраструктуры?

Да, по нашему замыслу, инвестор будет получать компенсацию с денег, которые собираются на дороги в случае возобновления специального фонда или создания дорожного фонда.

Если дорогу Львов-Краковец не получится сделать платной, то «Укравтодор» откажется от идеи взимания платы и на других проектах?

Необязательно. На проект Львов-Краковец будут влиять много субъективных факторов. Главный из них – отсутствие привычки платить за пользование дорогой. Поэтому на подобных трассах изначально всегда низкий трафик.

Но, как показывает практика, со временем поток автомобилей вырастает. Транспортные компании, а также просто путешественники понимают, что им выгоднее проехать по платной дороге. Так они экономят время и топливо за счет того, что на трассе нет населенных пунктов и скоростные режимы выше.

Безопасность движения также значительно лучше, поскольку не будет наземных пешеходных переходов прямо на трассе, а вместо этого – специальные инженерные конструкции для безопасности пешеходов и транспортных средств.

Получается, что если идея с платной дорогой не пройдет, то от Львова до Краковца будет две бесплатные дороги. Это не слишком жирно?

Мы надеемся, что так все-таки не получится. Разные опросы показывают, что украинцы готовы платить за пользование дорогой хорошего качества, если эта плата умеренная, а качество дороги – достойно того, чтобы оплачивать эту услугу.

Думаю, в Украине люди уже созрели, чтобы пользоваться платными дорогами.

А Вы не боитесь начинать проект именно в таких экономических условиях? Наверное, большинство украинцев готовы были платить за пользование дорогами при долларе по 8 гривен и бензине по 10 гривен.

Всегда будут какие-то неблагоприятные обстоятельства.

И вы не забывайте, что речь не идет об инвестициях сегодня или завтра. В лучшем случае их удастся привлечь не раньше 2016 года, поскольку сам конкурс для выбора инвестора продлится до конца 2015 года. Ведь речь идет об очень долгосрочном контракте с разными видами работ: и корректировка проекта, и подготовительно-разрешительные документы и работы, и само строительство, установка электронной системы контроля и взимания платы, эксплуатация дороги, как минимум, на 40 лет.

Здесь лучше чуть дольше уделить время оценке, чем потом не знать, что делать с многолетним контрактом, где что-то не учли.

А пока появится дорога, пройдет 6-7 лет. К этому времени, вероятно, экономическая ситуация в стране будет совсем другая и надеемся, что покупательская способность населения станет выше.

*

Top