Продажа Roshen покажет, кто руководит страной: бизнесмен или президент

«Я уверен, мы можем подписать контракт в ближайшее время», – ответил Петр Порошенко в интервью немецкому Bild на вопрос о продаже Roshen.

Продажа бизнеса – одно из первых обещаний новоизбранного Президента Петра Порошенко. «Сразу после оглашения результата выборов мы заключим контракт с инвестиционной компанией и будем продавать», – заявил Порошенко в день выборов, когда итоговый результат уже ни для кого не был секретом. Оставить себе он собирался лишь 5 канал.

Через три месяца после выборов стали известны президентские «помощники». Мандат на продажу получила международная инвесткомпания Rothschild & Cie, ее украинским партнером стала ICU Валерии Гонтаревой.  Почему продажа занимает столько времени и кто может стать новым владельцем?

Roshen без России

В мае 2014-го Forbes оценил состояние Порошенко в $1,3 млрд. В списке богатейших украинцев он делит 6–7 место с владельцем холдинга «Мироновский хлебопродукт» Юрием Косюком, замглавы президентской администрации. В собственности Порошенко — десятки компаний. Ключевые: кондитерская Roshen, сельскохозяйственная «Укрпроминвест Агро», судостроительные «Севморзавод» и «Ленинская кузница».

Roshen – крупнейшая в стране и двадцатая в мире по обороту кондитерская корпорация. По данным журнала Candy Industry, ее прошлогодняя выручка – $1,021 млрд, компания выпустила 450 000 тонн продукции. В Roshen входят несколько фабрик: четыре – в Украине, две – в России, по одной – в Литве и Венгрии. Если бы Roshen работал в Турции или другой развивающейся стране, его можно было продать примерно за две годовые выручки. Так оцениваются крупнейшие компании отрасли – турецкая Ulker и Hearshy. Топ-менеджер Rothschild & Cie Джованни Сальветти говорил, что Порошенко надеется выручить за все предприятия Roshen около $1 млрд.

Время для продажи – хуже не придумаешь. Волнения на Востоке и натянутые отношения с Россией – не лучший фон для сделок. Через три дня после новости о привлечении Rothschild украинские власти заявили о российской интервенции на Донбассе. Как получить максимум в таких условиях? Скорее всего, корпорация будет продана по частям. Основной претендент на покупку российского бизнеса Roshen – холдинг «КДВ групп», выяснил российский Forbes.

Что известно о возможном покупателе? Компания принадлежит сибирскому бизнесмену Денису Штенгелеву. По размеру бизнеса «КДВ Групп» далеко до корпорации Порошенко, ее выручка за прошлый год – 43,4 млрд рублей.

Денис Штенгелов. Фото: "Эксперт"

Денис Штенгелев. Фото: «Эксперт»

Основной бизнес КДВ – производство кондитерки, сухариков, семечек и орешков. Последнее время компания Штенгелева быстро растет. В конце 2012 года она купила томскую кондитерскую фабрику «Красная звезда». В 2013-м – подмосковного производителя семечек, компанию «Тролль» и мясоперерабатывающий комбинат в Кемерово. Тогда же компания начала строить еще один кондитерский завод в Воронеже за $100 млн.

В Украине ей принадлежит зарегистрированная в Днепропетровске компания «Юниснек продакшн». Компания владеет картофелехранилищем на 5 000 тонн, торгует крупами, мукой, картофелем и кондитерскими изделиями.

 Цена вопроса

В России украинскому президенту принадлежат две фабрики в Липецке и крупный логистический центр. Доля «Ликонф» в общем бизнесе вроде бы невелика. Ее прошлогодняя выручка – 2,16 млрд рублей (около $65 млн на декабрь 2013-го).

В марте 2014 года суд заблокировал на счетах компании 2,8 млрд рублей, отмечает Forbes. Roshen вообще не везет с российской Фемидой. Летом 2013 года Роспотребнадзор временно запретил поставлять в Россию продукцию с украинских фабрик из-за претензий к качеству. В апреле 2014-го «Ликонф» оштрафовали на 212 млн рублей за сходство в названии конфет «Ласточка» фабрики «Рот-фронт» и рошеновских «Ласточка-певунья».

Начальник аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий считает продажу Roshen по частям разумной. «Если сейчас на стоимость всей группы влияют российские риски, то, продав российскую часть, можно теоретически увеличить стоимость украинской», — объясняет он. В нынешних условиях продать всю компанию целиком проблематично, считает управляющий директор Dragon Capital Дмитрий Тарабакин.

Продав липецкие предприятия, компания Петра Порошенко не избавится от российской зависимости. В прошлом году в структуре экспорта корпорации на долю северного соседа приходилось около 50%, в России продали 15% всей продукции Roshen.

Президент без корабля

Остальные компании, принадлежащие президенту, сложно назвать очень привлекательными. Застройка территории завода «Ленинская кузница» в центре Киева – дальняя перспектива. Международный инвестиционный банк только начал «нагуливать жирок». А фитнес-клуб «Пятый элемент» Порошенко вряд ли считает бизнесом.

Ближайший претендент на смену прописки – разве что крымский «Севморзавод». «Собственник выставил его на продажу», – заявил в сентябре и.о. губернатора Севастополя Сергей Меняйло.

По сути, это единственное судостроительное предприятие в Крыму, которое еще остается в собственности украинских владельцев. В июле крымские власти национализировали Феодосийский завод «Море». С керченским «Заливом» Константина Жеваго использовали другую схему – компанию принудительно передали в аренду московской «тезке».

Почему эта судьба обошла стороной компанию Порошенко? Мешает «президентский» статус. «С наскока этот вопрос не решить», – признался местным СМИ севастопольский «единорос» Вячеслав Аксенов.

«Севморзавод» необходим России для модернизации Черноморского флота, говорит президент ассоциации «Укрсудпром» Виктор Лисицкий. Но много не выручить, других претендентов кроме россиян, по понятным причинам, на него нет.

Украине в ближайшее время вряд ли стоит ждать радикального улучшения экономической ситуации. Сделки M&A придется совершать на невыгодных для продавца условиях.

В ближайшее время Порошенко придется сделать выбор: выполнить обещание о продаже бизнеса и завершить своеобразный обряд инициации, или дожидаться лучших времен. В зависимости от результата станет понятно, кто руководит страной – президент или бизнесмен.

коментаря;

  1. WHYALLA said:

    Зачем продавать свой бизнес,если через 5 лет Порошенко уже не будет президентом,а может быть и раньше?

    • tropman said:

      Смысла в этом мало, но еще меньше смысла — делать громкие заявления, которые не собираешься выполнять.

*

Top