Топ-10 компаний по объему невозмещенного в феврале налога на добавленную стоимость.

Украинские производители ощутили на себе бюджетный кризис. В феврале им возместили лишь 1,4 млрд гривен налога на добавленную стоимость (НДС).  Еще 2,5 млрд гривен, подтвержденного НДС,  погасить не смогли. В прошлом году возмещали в среднем по 3-5 млрд гривен за один месяц.

В марте возмещение НДС правительство  вовсе поставило «на паузу», не вернув компаниям ни копейки. В чем причина такой ситуации и кто главные пострадавшие?

Две причины

«Обычно мы получаем НДС «автоматом» и в прошлом году задержки с его возмещением составляли  максимум неделю-две.  Но в феврале нам прекратили возмещение НДС. Долг за февраль  составляет 3,5 млн гривен и сильно просрочен. Сейчас опять подходит период возмещения, но мы явно его не получим», — говорит генеральный директор одесского предприятия «Стальканат-Силур» Сергей Лавриненко.

Таких  компаний, как «Стальканат», сегодня в Украине около сотни. В феврале Государственное казначейство перечислило бизнесу всего 1,4 млрд гривен для возмещения НДС.

Должно было выплатить гораздо больше – в Казначействе находились платежные поручения по налогу еще на 2,5 млрд гривен, говорят данные Министерства доходов и сборов, которые есть в распоряжении Hubs (данные по состоянию на 1 марта). Но бизнес их так и не получил.

Причины — проблемы с бюджетом. «Возмещением НДС жертвовали, чтобы выплатить зарплаты и пенсии сотрудникам бюджетной системы», — говорит знакомый с ситуацией высокопоставленный собеседник Hubs в Министерстве финансов.

Главными пострадавшими такого подхода стали предприятия в сфере металлургии и агросектора. «Нам только в феврале не вернули около 400 млн, не считая старых долгов», — говорит директор киевского представительства » Арселор Миттал Кривой Рог» Владимир Ткаченко.  Эта компания – лидер по задолженности по возмещению НДС в феврале. Следующие в «анти-рейтинге» – корпорация ИСД, компании «Кернел-Трейд», «Каргилл» и Полтавский ГОК. Суммарно на них приходится 1,3 млрд гривен задолженности за февраль. Почти такая же сумма  долга приходится еще на сотню других компаний. И это — не считая долгов по НДС, «висящих» перед бизнесом с прошлого года. На 1 февраля остаток невозмещенных сумм составлял 14,3 млрд гривен, из которых 8 млрд гривен находились в судах и проверках, а 6,3 млрд гривен были подтверждены, — говорит собеседник, близкий к руководству Министерства доходов.

Уровень возмещения НДС «автоматом» в феврале сократился до 15%, в то время как в январе речь шла о 77% возмещенных сумм по НДС, — цитирует экс-министра доходов и сборов Александра Клименко его пресс-служба. «Возмещение «автоматом» получают компании, которые соответствуют ряду четких, законом установленных критериев. Под них, как правило, подпадают либо крупные национальные товаропроизводители, либо иностранные инвесторы», — говорит он.

«Правительство должно возвращать текущие долги, иначе экспортерам будет очень плохо», — считает Ткаченко. Но вместо этого новый Кабмин в марте полностью заморозил возмещение налога предприятиям. «В марте на эти цели не было выделено еще не копейки», — говорит собеседник в Министерстве финансов.

В отличие от февраля, в марте проблем с ликвидностью в Госказначействе вроде бы нет. По состоянию на  первое марта остаток средств на Едином казначейском счету (ЕКС), по данным этого ведомства, составлял 3,5 млрд гривен, 11 марта — около 3 млрд гривен, — говорит собеседник.

По его словам, причина в другом — указание не возмещать НДС дано на самом высшем уровне.

Почему? В правительстве могут опасаться, что в период «безвременья» в Министерстве доходов и сборов (официально ликвидировано в конце февраля) могут возмещать НДС по непрозрачным схемам.  Замглавы этого министерства Андрей Игнатов 28 февраля обратился в Госказначейство с просьбой полностью прекратить возмещение НДС — до тех пор, пока все суммы, выставленные к возмещению, не будут перепроверены спецкомиссией Миндоходов.

Другая возможная причина — в МДС происходит попытка неформально переделить сферы влияния за этим, ключевым для бюджета, ведомством. Сразу после бегства экс-президента Виктора Януковича министр Александр Клименко ушел в отпуск. И в тот же день, 24 февраля, в Миндоходов появились отряды самообороны, значительная часть которой состояла из бывших сотрудников этого ведомства. Всего за неделю «власть» в ведомстве менялась трижды, переходя  то к разным сотням самообороны, которые конкурировали  между собой за влияние, то опять к и.о. министра доходов и сборов Виктору Левицкому.  В одной из таких сотен состояли экс-сотрудники государственной налоговой милиции, которые активно лоббировали отдать временный контроль за МДС экс-главе налоговой милиции Андрею Головачу.   Как итог, кто сейчас по факту контролирует самое важное для доходов бюджета ведомство, непонятно.

В марте бизнесу должны начислить еще 4,3 млрд гривен в виде возмещения НДС, но из-за заморозки процесса ни одной копейки из них бизнесу еще не выделено, — говорит собеседник Hubs в Минфине. 12 марта премьер-министр Арсений Яценюк может озвучить имя нового главы Государственной налоговой службы. Это могло бы  «разморозить»  процесс. Но вряд ли это поможет решить проблему февральского долга. Поручение Минфина по выплате этой задолженности бизнесу в феврале временно отменено.

Невозмещенный бизнесу в феврале объем НДС, млн гривен

Топ-10 «пострадавших». Данные на 1 марта 2014 года.

Компания Просроченная задолженность, млн гривен
Арселор Миттал Кривой Рог 393,0
ИСД 343,6
Кернел-Трейд 362,9
АТ Каргилл 117,6
Полтавский ГОК 108,4
ТД «Креатив-Разлив» 105,8
Донецксталь 98,8
Николаевский глиноземный завод 50,4
Ди энд Ай Эволюшн 39,8
Мотор Сич 33,3

Источник: Министерство доходов и сборов, Hubs

*

Top