Автоматизация в оккупации

Совладелец донецкой компании по автоматизации предприятий - о бизнесе в новых условиях

Hubs продолжает рассказывать, как работает бизнес на оккупированных территориях. Довоенная выручка компании, занимающейся автоматизацией производства в Луганской и Донецкой областях, — 5-10 млн гривен. Ее совладелец просит не называть имя и название фирмы.

Чем мне грозит, если вы обнародуете имя и компанию? От «официальных органов ДНР» — ничем. А вот обычные люди могут воспринять информацию по-разному. Мне приходили угрозы от почитателей «русского мира» за то, что я «тварь бендеровская», проукраинские активисты называли меня «сепаратюгой» и говорили, что ждет меня нечто плохое.

Моя компания автоматизирует технологические линии с помощью контроллеров, датчиков и исполнительных механизмов. Наша задача — снизить влияние человеческого фактора. Заказчики повышают скорость и объемы производства. Сейчас на неподконтрольной Украине территории заводы почти не работают, в основном поддерживают работоспособность оборудования. Поэтому заработки у нас минимальные. Оказываем консультационные услуги.  В большинстве случаев звучит один вопрос: «Как правильно остановить оборудование на длительный срок?»

Сейчас я активно ищу клиентов за пределами Донбасса. Оформляю много справок, подтверждающих принадлежность к Украине. Как подготовлю пути к отступлению, так сразу и буду перебираться в Киев. Часть сотрудников и руководящий персонал мы уже вывезли на подконтрольную Украине территорию. В Донецке оставили часть обслуживающего персонала.

Летом у нас «национализировали» автомобиль. По сей день не вернули, хотя в базе ДНР он числится. Заявления писали уже четыре раза, ходили на личный прием к главному прокурору. Почему четыре заявления, спросите вы? Потому что поменялось уже четыре прокурора. Каждый говорит: «Я хороший, а предыдущие были плохие». Отняла автомобиль одна банда, сейчас у власти — другая, и они между собой из-за какой-то машины ссориться не будут.

Летом у многих предприятий изъяли автотранспорт. Сейчас складывается ситуация, что можно было бы вывезти остатки автопарков и оборудования для переноса мощностей на подконтрольную территорию. Но Украина эти попытки пресекает. На украинских блок-постах транспорт попросту не пропускают, даже если документы оформлены по всем требованиям СБУ и фискальной службы.

Практически все крупные предприятия оформлены как в Украине, так и в ДНР. Небольшие предприниматели — тем более. Официальные органы пишут, что налогов в ДНР много, но по факту все платят один: процент с оборота. Предприниматели — физлица в сфере услуг — платят 2,5% месячной выручки, установщики пластиковых окон — 5%. У юрлиц — по разному, есть и 20%, и 25%. Таксисты и торговцы на рынках платят фиксированный налог  170 грн./мес.

Глядя на то, что происходит в Донецке, я вспоминаю свою поездку в Приднестровье на один из заводов в 2013-м году. Первое впечатление — пустота на дорогах. Второе — а  был я в городе Бендеры — серые улицы, хмурые люди. Поинтересовался у главного инженера завода зарплатами, уровнем жизни и общей обстановкой в ПМР. Зарплата в $300 считалась выше среднего. И это в 2013 году! Все специалисты выехали в Молдову, Россию и Европу. Машины на дорогах старенькие и разбитые. На них ездить страшно. Спросил, чем люди в основном занимаются. Ответ: «Работают таксистами». Вам это ничего не напоминает?

*

Top