А. Дорошенко: Торговые сети уже не могут выкручивать руки поставщикам
Алексей Дорошенко, директор Ассоциации поставщиков торговых сетей. Фото Константина Макульского

Эффект от ЗСТ украинский рынок почувствует минимум через 5 лет

В 2015 году торговля продовольствием в Украине получила немало ударов из-за общего падения спроса, продовольственного эмбарго со стороны России, проблем с разрешениями для международных перевозок. Однако с 2016 года начинает действовать в полную силу зона свободной торговли (ЗСТ) Украины и ЕС. В результате этого Минэкономразвития обещает существенное упрощение таможенных процедур в торговле между Украиной и Европой. Одним из следствий этого может стать то, что на украинский рынок придут европейские компании, которые насытят рынок новыми европейскими товарами и снизят общий уровень цен.

Hubs поговорил о перспективах на будущий год для украинского рынка продовольствия и ритейла с директором Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексеем Дорошенко.

О зоне свободной торговли Украина—ЕС

— С 2016 года вступает в силу договор о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС. Повлияет ли это в ближайшее время уже сейчас на оптовые и розничные цены в Украине? В частности, из-за снижения импортного сбора на европейские товары.

— На мой взгляд, в следующем году пока что ничего не изменится. Сейчас импортный сбор по разным группам товаров составляет от 5 до 10%. И эти ставки не снизятся одномоментно. Они будут уменьшаться в несколько этапов на 1% и так далее до полного обнуления ставки. И эти периоды по большинству категорий товаров растягиваются на 5-10 лет.

Отмена дополнительного импортного 10% сбора (соответствующий закон принят ВР 24 декабря 2015 года — ред.) в ближайшей перспективе приведет к большему снижению цен, чем начало работы зоны свободной торговли с ЕС. Однако надо учитывать, что украинские торговые сети закладывают в свою розничную цену все возможные риски, в том числе и доллар по курсу 28-30 грн.

Дорошенко Алексей_6

«Отмена дополнительного импортного 10% сбора приведет к большему снижению цены, чем начало работы зоны свободной торговли с ЕС»

 

— А как скоро на украинском рынке могут появиться новые европейские товары или компании, которые воспользуются возможностями зоны свободной торговли?

— Здесь, думаю, тоже не стоит ожидать каких-то больших перемен в ближайшее время. Компаниям, которые хотели бы продавать здесь много и с минимальной наценкой, по-прежнему не выгодно приходить на украинский рынок. Ведь спрос упал настолько сильно, что делать им здесь нечего. Так, по данным статистики за 11 месяцев 2015 года розничный товарооборот сократился на 24%.

Многие поставщики сейчас уходят с рынка, потому что он сузился, а денег на его восстановление нет. Доллар и евро купить невозможно. Все эти обстоятельства препятствуют приходу новых поставщиков и производителей. Новые игроки приходят лишь после того, как экономика начинает расти, а рынок оживляется. У нас же пока что таких тенденций нет.

О российском продовольственном эмбарго

— Насколько сильно пострадают украинские производители и поставщики из-за продовольственного эмбарго, которое ввела против Украины Россия?

— В Минагрополитики утверждают, что до недавнего времени украинские производители поставляли в Россию товаров на $200 млн. У большинства украинских поставщиков продовольствия доля российских поставок сегодня уже сократилась до минимума. Эмбарго, безусловно, будет для них проблемой, но они смогут ее решить.

Вот в 2014 году значительные ограничения на ввод украинского продовольствия в РФ действительно были проблемой. Мы продавали туда от 50% до 80% своей продукции, а этот рынок для нас неожиданно закрылся. Тогда это было катастрофой. Сегодня же все, кто мог, уже диверсифицировали свои рынки сбыта, поэтому такого масштабного урона не будет.

Поначалу, конечно же, нереализованный товар пойдет на внутренний рынок, что может немного снизить цены на некоторые группы товаров. Например, запрет на ввоз в Россию украинской свинины. У нас сегодня по этому мясу не «закрыт» свой собственный рынок. Поэтому, думаю, из-за прекращения экспорта просто улучшится внутренний баланс по этой группе.

— В конце ноября Россия запретила ввоз на свою территорию овощей и фруктов из Турции. Может ли это, по крайней мере кратковременно, снизить цены на эти товары в Украине?

— Период, когда турецкие овощи и фрукты подешевели в Украине из-за запрета ввозить их в Россию, уже миновал. Был момент, когда на украино-российской границе застряло много фур, которые уже не могли дальше провезти эти продукты в Россию. Тогда единственным способом «спасти» товар была его немедленная продажа тут же, на месте. Что и было сделано. Продавали, естественно, без переоформления документов, нелегально через рынки в регионах, где застряли фуры. Вот это и был тот момент, когда на турецкие овощи и фрукты у нас была значительная скидка.

Но теперь, думаю, никаких особых скидок не будет, поскольку турки уже находят новые рынки сбыта. Например, увеличили поставки фруктов в Румынию. Это предприимчивый народ, и я думаю, им не понадобится много времени, чтобы переориентироваться. Максимум — полгода. И только в этом промежутке украинский рынок может ощутить какое-то небольшое ценовое влияние.

— Но все же Россия для всех поставщиков продовольствия была большим рынком сбыта. Например, когда она впервые ввела продовольственное эмбарго для продуктов из ЕС, европейские поставщики понесли серьезные убытки. Та же Польша, поставлявшая в Россию яблоки…

— Польша — один из крупнейших производителей яблок в ЕС, и чуть ли не половина всей этой продукции у нее шла в Россию. А у турков на российский рынок приходилось лишь около 20% сбыта. Это гораздо меньше, и не так существенно. Поэтому у Турции не должно быть такого значительного перекоса во внешней торговле, как у поляков.

 О поставщиках и торговых сетях

— В начале нынешнего года Вы говорили о том, что на украинском рынке ритейла резко сократилось число поставщиков, из-за чего они впервые получили возможность диктовать свои условия торговым сетям, а не наоборот, как это было раньше. Эта ситуация неизменна до сих пор? Или баланс сил снова изменился?

— В общем все осталось по-прежнему. Поставщиков и производителей не стало больше. Их число, наоборот, продолжает уменьшаться, поскольку условия для ведения бизнеса все еще оставляют желать лучшего. Например, отменили мораторий на проверки налоговиков. В результате ко всем участникам рынка выстроилась очередь из «желающих» получить мзду за отсутствие претензий со стороны Государственной фискальной службы. При этом расценки у них просто космические, в чем нет ничего удивительного. Ведь они «голодные», проверок не было полтора года. Многим в таких условиях проще закрыться, чем работать. Что они и делают.

Дорошенко Алексей_8

«У большинства украинских поставщиков продовольствия доля российских поставок сегодня уже сократилась до минимума»

В сегментах, где осталось 2-3 поставщика, они еще могут как-то существовать на рынке. А там, где их было 10, многие ушли.

— А как дальнейшее сокращение поставщиков повлияло на торговые сети?

— Сети не могут больше выкручивать руки поставщикам. Теперь им приходится конкурировать и бороться за покупателя, который значительно обеднел за последние два года.

Раньше сети делили между собой ниши и регионы. Теперь же правила игры изменились, и они вынуждены бороться за выживание. Спрос одновременно упал и сместился в сторону наиболее дешевых товаров. Соответственно рентабельность все ниже и ниже. Самая большая инфляция в этом году была на социальных продуктах питания. Они подорожали в среднем на 60%. Потому что если раньше я покупал импортные финики, то сейчас перешел на яблоки и украинские овощи, которые, понятное дело, дешевле. Но торговые сети хотят зарабатывать так же, как и раньше. Поэтому они просто увеличивают наценку на ходовые продукты питания. И на этой почве у них происходят конкуренция и столкновения.

— В том, что сильно подорожала социальная группа продуктов питания, есть доля вины поставщиков? Влияние большой инфляции понятно, но и у поставщиков тоже есть желание заработать больше, и рычаги давления на сети тоже есть…

— Нет, в украинских реалиях поставщики не способны организовать серьезное и системное давление, которое бы заставило торговые сети делать дополнительные накрутки сверх тех, что они хотят сами. Да, сети перестали выкручивать поставщикам руки, потому что их осталось мало. Но давления со стороны поставщиков нет. И в первую очередь потому, что наши поставщики и производители зачастую не могут договориться между собой. Если их на рынке осталось двое, они еще могут организовать какой-то сговор и поставить большую маржу. Но если их больше —никогда. Но на рынке редко остается где-то лишь два поставщика. Можно говорить о том, что в супермаркеты хотят поставлять регулярно только 2-3 производителя.

Мелкие производители вообще не привыкли договариваться между собой. Они не хотят садиться за стол переговоров ни по одному вопросу. Да и крупные тоже далеко не всегда сговорчивы.

Например, недавно мы рассматривали вопросы качества молочной продукции в Украине. Дело в том, что сейчас все стараются удешевить продукт, и некоторые производители доходят до того, что их продукция уже не соответствует ни ДСТУ, ни каким иным стандартам. В масле может не быть сливок, например, а только растительные жиры. Органы защиты прав потребителя по этому поводу обратились в контролирующие органы, в том числе и в АМКУ, поскольку такие производители обманывают покупателя и нарушают правила конкуренции. Там возникла необходимость, чтобы кто-то из производителей сделал заявление по поводу недобросовестной конкуренции, но никто так и не согласился. Ведь, допустим, заявит на конкурентов какой-то небольшой завод, но вот у него фильтры на производстве не соответствуют экологическим нормам. В результате конкуренты, на которых он заявил, сообщат местным властям и экологам о его фильтрах, и предприятие закроют за нарушение экологических норм.

— Сильное подорожание овощей в этом сезоне связано именно с тем, что ритейл хочет заработать побольше на социальных продуктах?

— Я думаю, это подорожание ни с каким отдельным событием связать нельзя. Сейчас я затрудняюсь дать ответ на этот вопрос. Но могу сказать, что мы недавно проехались по оптовым рынкам Киева и области, чтобы составить карту, где можно продавать и устраивать продовольственные ярмарки. И обнаружили, что на рынках практически нет производителей. Например, на оптовом рынке, что на окружной дороге, производители раз в неделю, по вторникам, завозят продукцию оптовикам, и все. Хотя свободные торговые места там есть. Это говорит о том, что производители не хотят или не могут сами торговать своей продукцией, что, естественно, сказывается на цене.

С другой стороны, в Украине из порядка 39 тыс. агропредприятий овощами занимаются лишь около 1,2 тыс. хозяйств. Структура рынка говорит сама за себя. С овощами сейчас действительно есть спекуляции, но кто именно это делает и на каком уровне, мне сказать сложно.

Фото  Константина Макульского

*

Top