«Уголь Украины» будут банкротить 20 лет
Реформа угольной промышленности уперлась в коалиционный договор. Ликвидации компании «Уголь Украины» посвящен отдельный пункт коалиционного соглашения. Все бы ничего, но если ее ликвидировать, то придется «простить» многомиллионные долги компании ДТЭК Рината Ахметова.
Неудобный трейдер
Вывести с рынка «Уголь Украины» планировало еще правительство Николая Азарова. Прежний министр энергетики Эдуард Ставицкий даже издал приказ о ликвидации госкомпании до декабря 2015 года. Задумка «папередников» была простой. Угольную отрасль в то время активно «окучивали» компании, связанные с Александром Януковичем. Закончить «реформу» помешала революция.
Новые власти поначалу отменили приказ Ставицкого. Но затем решили, что идея была неплохой. Пункт о необходимости ликвидировать оператора даже включили в коалиционное соглашение.
В рамках угольной реформы власти задекларировали объединение угольных шахт в госхолдинг, который бы сам занимался добычей и продажей угля. Старый трейдер в этой конструкции оказывался лишним. К тому же госкомпания накопила миллиардные долги перед банками и контрагентами. Ее ликвидация оставляла кредиторов «с носом» – значимых активов у трейдера попросту нет.
В начале июня «Уголь Украины» подал иск в Хозяйственный суд Киева о собственном банкротстве. На первый взгляд, этому процессу ничего не должно мешать. Вместо «Угля Украины» Минэнерго уже вывело на рынок «Государственную угольную компанию». На этой неделе министр Владимир Демчишин сказал журналистам, что ГУК уже заключает контракты вместо «Угля Украины».
Все было бы хорошо, если бы не одно «но». Одно дело – «простить» долги своим кредиторам, совсем другое – должникам. Дело в том, что самой госкомпании сотни миллионов гривен должна группа ДТЭК Рината Ахметова.
Приватизация с бонусом
За время правления Виктора Януковича группа СКМ Ахметова выбилась в очевидные лидеры угольного и энергетического рынков. Под ее контроль перешли «Свердловантрацит», «Ровенькиантрацит», «Добропольеуголь», а также крупные пакеты генерирующих и распределительных энергокомпаний. Не стала исключением и «Западэнерго» — экспортное окно в страны Центральной Европы.
Приватизация 45% акций «Западэнерго» состоялась в самом конце 2011 – начале 2012 годов. ДТЭК была единственным участником конкурса. И купила 45,1% акций компании за 1,9 млрд гривен. 10 января 2012 года стороны окончательно ударили по рукам.
Аккурат через два месяца – 27 февраля 2012 года – местный хозяйственный суд сделал «Западэнерго» и его новому хозяину сказочный подарок, рассрочив на 20 лет выплату 380 млн гривен долга перед «Углем Украины». Мотив – плачевное финансовое состояние должника. Таим образом, решив ликвидировать госкомпанию, Эдуард Ставицкий по сути избавлял холдинг самого богатого украинца от обязательств перед государством.
Теперь выполнение этой миссии коалиция возложила на нового руководителя Минэнерго – Владимира Демчишина. На этот шаг министр, которого ДТЭК всеми силами пытается отправить в отставку, не может пойти ни при каких условиях.
Минэнерго несколько раз пыталось исправить ситуацию. Время от времени «Уголь Украины» оспаривает рассрочку, чтобы принудить ДТЭК к выплатам в более короткий срок. Но суд остается непреклонным.
Последние такие заседания прошли уже в этом месяце – 4 июня. Госкомпания попросила изменить порядок расчета и заставить ДТЭК заплатить оставшуюся сумму (около 200 млн гривен) за два прихода – в мае и июне 2015 года. Тем более, что с ноября 2014 по май 2015-го «Западэнерго» не платило по долгам, чем якобы нарушило условия рассрочки. Но аргументы «Угля Украины» о нарушении порядка выплат, бедственном положении оператора и планах ликвидации Львовский хозсуд во внимание не принял. Рассрочка по-прежнему в силе.
Побочный эффект
Теоретически государство могло бы сделать новосозданную «Государственную угольную компанию» правопреемником «Угля Украины» и тем самым передать ей права требования к компании Ахметова.
Но тогда вместе с дебиторкой к ней перейдет и кредиторская задолженность трейдера. Овчинка не стоит выделки.
По данным самого «Угля Украины», чистый убыток компании за первый квартал 2015 года – 437 млн гривен, его текущие обязательства – 4,3 млрд гривен, краткосрочные долги перед банками – 2,7 млрд гривен, почти 600 млн гривен компания должна Донецкой железной дороге.
При этом «Уголь Украины» продолжает поставлять уголь с львовско-волынских шахт на электростанции «Западэнерго». Правда, договор между ними на этот год так и не подписан – виной тому конфликт между компанией и министерством о размере тарифа для ТЭС.
ДТЭК утверждает, что всего лишь складирует уголь у себя и не использует в производстве электроэнергии, «Уголь Украины» оценивает его в 1050-1100 гривен за тонну. По словам коммерческого директора ДТЭК Виталия Бутенко, с начал года таким образом компания «приняла на хранение» около 200 тыс тонн.
Если исходить из оценки госкомпании, то «Западэнерго» должна за него еще более 200 млн гривен. Шахтеры, до которых не доходят эти деньги, грозят протестами. Платить без подписанного договора компания Ахметова не намерена.
По коалиционному соглашению либерализация рынка и ликвидация «Угля Украины» запланированы на второй квартал, то есть до 30 июня 2015 года. Этот пункт коалиционного соглашения власть провалила.