Итоговая пресс-конференция главы Нацбанка - о валютном курсе, рефинансировании банков, резервах НБУ, депозитах и многом другом

Председатель Нацбанка дала пресс-конференцию по итогам уходящего года.

Hubs публиковал основные цифры, которыми аналитики НБУ поделились с журналистами. Теперь мы публикуем основные тезисы беседы Валерии Гонтаревой с представителями СМИ.

– В Конституции написано, что НБУ отвечает за стабильность денежной единицы и все почему-то думают, что это ее курс по отношению к доллару, евро и российскому рублю. Но имеется в виду ценовая стабильность государства – инфляция, не курс.

– На поддержание курса 8 грн/$ за последние несколько лет руководство НБУ потратило $23 млрд золотовалютных резервов. За первые два месяца этого года они потратили больше $4 млрд.

– Зона АТО – это 15% нашего ВВП и 20% валютной выручки. Искать равновесный курс, пока там идут боевые действия, разрушена реальная инфраструктура и не работает промышленность – скорее всего, утопия.

– Покупки валюты НАК «Нафтогазом» могли оказать давление на рынок. В этом году НБУ продал НАКу $8,6 млрд напрямую из резервов. Без присутствия НАКа на рынке мы можем ожидать профицит валюты.

– Как человек, я очень радуюсь тому, что происходит с российским рублем. Как главу НБУ, меня это радовать не может. Россия до сих пор остается нашим крупным торговым партнером, а девальвация рубля оказывает негативное влияние на наш курс. За 11 месяцев доля России во во внешней торговле составляет 21%. По экспорту — 18%, по импорту — 25%.

– Дефицит госбюджета с начала года по ноябрь – 54 млрд гривен. Он практически полностью профинансирован НБУ через покупку ОВГЗ. Более 20 млрд грн – это расходы на армию и проведение АТО, остальные деньги пошли на выплату зарплат и пенсий. Деньги международных кредиторов в размере $9 млрд были полностью потрачены на возврат старых внешних долгов.

– Уровень наших золотовалютных резервов достиг минимального уровня с 2009 года. На начало этого месяца они составляли $9,9 млрд. За этот год НБУ вдвое увеличил портфель ценных бумаг. Сейчас он составляет порядка 300 млрд грн или 70% всех локальных заимствований нашего правительства. В целом НБУ профинансировал правительство и НАК Нафтогаз на общую сумму 175 млрд грн.

– Действующая программа с МВФ – $17 млрд, из них выбраны только $4,5 млрд. На следующий год у нас остается $12,5 млрд. Мы рассматриваем значительное увеличение нашей программы не только МВФ, но и ЕС,  других международных доноров. Я с оптимизмом смотрю в будущее.

– Отток депозитов в этом году составил 126 млрд гривен. Из них 54 млрд грн – это депозиты в гривне и почти $9 млрд – в валюте. Отток составил около 29% депозитов физлиц. Львиная часть пришлась на начало года.

– За мою каденцию НБУ выдал только пять стабилизационных кредитов. Во всех банках, которым НБУ выдавал такие кредиты, присутствуют наши кураторы. Стабкредиты выдавались только под оттоки депозитов и только под выплату депозитов в сумме, гарантированной Фондом гарантирования вкладов. Кредиты выдавались под хорошие залоги с очень жестким ограничением на любые активные операции банка. С начала года увеличение портфеля рефинансирования составило 33,8 млрд грн. По рыночным кредитам (под залог ОВГЗ) сумма выданных кредитов рефинансирования составляет 16 млрд грн.

– За всю историю независимости Украины НБУ выдал рефинансирования на сумму 110 млрд грн или 7% ВВП. Львиная доля всех этих кредитов была выдана в 2008-2012 годах. К сожалению, большая часть этих кредитов не была погашена.

— Полгода мы работали над тем, чтобы рассекретить банковскую тайну по поводу кредитования рефинансирования. Мы наконец-то этого добились. В воскресенье был принят антикризисный закон и теперь рефинансирование не будет банковской тайной. Теперь мы можем называть имена банков, которым даем кредиты.

— Монетарная база в этом году выросла на 31 млрд гривен. Общая монетарная база Украины — 338 млрд гривен.

— В этом году с рынка выведены 33 банка. Мы выводим неплатежеспособные банки и финучреждения, которые занимались нелегальной деятельностью по отмыванию денег. В 2013 году оборот этого рынка достигал 300 млрд гривен. Семь крупнейших банков, которые занимались отмыванием денег, мы уже вывели в Фонд гарантирования вкладов. Скоро мы начнем выводить такие банки сразу с отзывом лицензии. В этом году мы вывели с рынка два банка «семьи» Януковича – Укрбизнесбанк и ВБР – именно по вопросу финмониторинга.

— Мы назначили кураторов в 40 банков. Кураторы работают во всех банках, которые получали рефинансирование НБУ, также кураторы работают в банках с российским капиталом. У них нет рефинансирования НБУ, но мы решили усилить мониторинг финучреждений с государственным российским капиталом.

— Мы увеличили требования к регулятивному капиталу. Для новосозданного банка он составляет 500 млн гривен. Также мы улучшили процедуру мониторинга инсайдеров и связанных лиц и провели абсолютно жесткую процедуру раскрытия конечных бенефициаров.

— Стресс-тест прошли 35 банков, результат был полностью ожидаемым, 18 банков требуют  докапитализации на 66 млрд грн.

— Мы договорились с банками, что все проблемы по Крыму и Донбассу покажем в балансе. Мы сделали специальную программу, по которой эти убытки не будут сразу падать на капитал банка, а амортизироваться в течение следующих четырех лет.

– Только системные банки могут надеяться на получение поддержки от государства в виде национализации.

– Мы меняем структуру НБУ. Работали над ней три месяца. В следующем году из 11 000 сотрудников у нас останутся работать 5 000. Продаем непрофильные активы, уже передали их в Фонд госимущества.

– Мы больше никогда не будем жить с фиксированным курсом. Наша задача – забота о стабильности цен – это и есть инфляционное таргетирование.

– Пока страна в огне, пока реформы только планируются и еще не стартовали с полной силой – НБУ не откажется от своих административных ограничений.

– НБУ больше прогнозов по курсу гривны к доллару НЕ ДА-ЕТ. Если вы хотите услышать наш прогноз по инфляции – мы планируем инфляцию в 2015 году на уровне 17-18%.

– НБУ хорошо информирован о проблемах Дельта Банка. «Дельта» предоставила план докапитализации банка. Сейчас мы идем по этому плану. К сожалению, не всегда акционеры после того, как предоставляют план, его выполняют. Недавно был опубликован список системных банков, в которые попала «Дельта». Мы надеемся, что основной акционер вместе с миноритарным — компанией Cargill предоставят деньги по графику. Акционер пытается продать свои непрофильные активы, расписан график, как он это делает. Если акционеры не докапитализируют банк – решение по этому вопросу будет принято (национализация — Hubs).

– Меморандум по конвертации валютных кредитов не может действовать одновременно с мораторием на отчуждение залоговой недвижимости – это нонсенс. Меморандум начнет работать, когда у нас вступят в силу налоговые льготы и отменят этот мораторий.

– Резервы, которые я хотела бы видеть в следующем году, – как минимум $15 млрд, но мы с МВФ считаем, что их должно быть $23 млрд.

– Вводить мораторий на досрочное снятие депозитов не имеет никакого смысла. Депозиты в нашей стране всегда были короткие – до года. Отток депозитов начался в октябре прошлого года, годовые вклады закончились. Сейчас, введя мораторий, мы будем бороться с двухмесячными вкладами. А в этом я не вижу смысла. Мы инициировали законопроект, по которому срочные депозиты будут депозитами на срок. Как только законопроект будет принят и вступит в силу – новые срочные депозиты нельзя будет снять досрочно.

– Плана по национализации банков на ближайшее время нет вообще. Есть планы по докапитализации госбанков. 11,6 млрд грн уже внесли в Ощадбанк, 860 млн грн требует Укргазбанк, 5 млрд грн — план по докапитализации Укрэксимбанка.

Закончила пресс-конференцию Валерия Гонтарева цитатой из «95 квартала»: «С Новым годом! С новым курсом!»

коментаря;

  1. виталий лис said:

    Кто смотрит с оптимизмом в будущее,Гонтарева или автор статьи?Я из статьи не понял. Вообще в чём оптимизм то??!

    • Max Ratnikov said:

      Можно я поясню? Живчик Гонтарева считает что если на следующий год у нас остается $12,5 млрд. то как минимум дефолта не будет

*

Top