НБУ

НБУ предлагает упростить процедуру докапитализации, но усилить контроль за банками

В августе на официальном сайте Национального банка была опубликована информация о состоянии регулятивного капитала украинских банков. Как оказалось, норматив достаточности (адекватности) регулятивного капитала большей половины финансовых учреждений на тот момент находился на неприемлемо низком уровне – 8% (при установленной минимальной норме – 10%). Наиболее сильное падение объемов регулятивного капитала банковской системы было зафиксировано в июле 2016 года. Только за этот месяц суммарный капитал банков снизился на 11,6 млрд грн – до 97,7 млрд грн. Тенденция падения показателей фиксировалась регулятором и в следующие месяцы.

Согласно разъяснениям НБУ, на динамику норматива в первую очередь влияет сложная экономическая ситуация в стране, а также отсутствие упрощенного механизма для слияния или реструктуризации финансовых учреждений.

В Нацбанке полагают, что при таких раскладах к началу 2017 года большая половина украинских банков окажется не в состоянии выполнить требования регулятора по капитализации финансовых учреждений, утвержденных Законом №78-VIII «О мерах, направленных на содействие капитализации и реструктуризации банков» в 2014 году.

 «Закон №78-VIII предусматривает комплекс мер по усилению финансовой способности банковской системы Украины. В частности, банки, которые по результатам диагностического обследования нуждаются в дополнительной капитализации, обязаны обеспечить капитализацию/реструктуризацию в определенном Национальным банком размере», – напомнил советник, руководитель практики банковского права АО Suprema Lex Роман Оксанич.

Учитывая ситуацию, а также факт массового закрытия регулятором банков (за последние 2,5 года банковский рынок потерял около 80 учреждений), НБУ разработал законопроект о внесении изменений в Закон №78-VIII по совершенствованию процедур упрощенной капитализации и реорганизации финучреждений.

24 октября документ был рассмотрен на заседании рабочей группы и, по заявлению представителей регулятора, в ближайшее время будет представлен на рассмотрение Верховной Рады.

Одновременно регулятор разослал своим подопечным разъяснения к будущим изменениям, сопроводив их письмом НБУ №18-0005/87804 с описанием основных моментов документа, а также призывом вносить свои предложения и высказывать комментарии к будущему законопроекту.

Что обещает регулятор

Как можно судить из письма НБУ, основные изменения, которые предусматривает законопроект, коснутся сокращения сроков докапитализации и упрощения процедуры подачи документов, а также изменения основных показателей уставного капитала банковских учреждений. Так, например, регулятор установил следующие нормы: до 11 августа 2017 года банкам дается время на увеличение капитала до 200 млн грн; до 11 августа 2018 года – до 300 млн грн; до 11 августа 2019 года – до 400 млн грн; до 11 августа 2020 года – до 450 млн грн. По плану НБУ, к июлю 2024 года все банки должны довести сумму капитала до показателя – 500 млн грн.

«Рассматривая меры, предложенные законопроектом НБУ, можно провести аналогию с соседней нам Польшей, в которой — 37 коммерческих банков, из которых только пять относятся к крупнейшим. Думаю, мы идем по аналогичному сценарию», – высказал свое мнение Оксанич.

Помимо этого, в новом законопроекте предусмотрена схема, по которой регулятор будет рассматривать документы, поданные по упрощенной процедуре, в течение 10 дней с момента подачи полного пакета. Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку обязуется обрабатывать документы за три дня, а Антимонопольный комитет — за 10 дней.

Кроме того, согласно нормам законопроекта договоры о купле-продаже акций должны фиксироваться в течение двух дней после решения об увеличении капитала банка. Инвесторам же на полную оплату акций отводится до пяти рабочих дней. При этом учредителям или лицам, имеющим долю в уставном капитале, дается преимущественное право на покупку акций, интересы же новых инвесторов будут рассматриваться во вторую очередь.

«Что касается сроков рассмотрения документов, то вопрос об их сокращении банкиры и специалисты в банковской сфере озвучивали уже давно: сама процедура капитализации или реструктуризации довольно длительна, в том числе в связи со сроками рассмотрения документов регулятором и другими контролирующими органами», – отметила адвокат, партнер адвокатского объединения «СК ГРУП» Юлия Курило.

По словам адвоката, предложенные сроки упрощенной процедуры фактически ускоряют ее более чем на 60 дней, что, безусловно, является положительным моментом для банков, которым предоставляется возможность произвести капитализацию, реструктуризацию или реорганизацию быстрее и, соответственно, быстрее возобновить стабильность. Правда, сроки рассмотрения документов также предусмотрены специальными законами, регулирующими деятельность Национального банка и других контролирующих органов, поэтому изменения необходимо вносить не только в закон №78-VIII, но и в специальные нормативные акты.

Следует также отметить, что регулятор будет тщательно проверять происхождение денег, предназначенных для капитализации банков. Законопроектом предусмотрено, что эта процедура будет проводиться НБУ до начала применения упрощенной процедуры капитализации банка.

Интересно, что в случае, если ВР примет предложенный законопроект, по вышеописанной технологии будет проводиться не только капитализация, но и реструктуризация финучреждений. При этом, согласно нормам нового законопроекта, одним из способов реструктуризации по упрощенной схеме предусмотрено слияние и объединение банков. Уставной капитал объединенного банка должен равняться сумме капиталов учреждений, которые сливаются. При этом его размер не может меняться до осуществления регистрации представителями НБУ.

Для запуска процедуры слияния финансистам необходимо подать в НБУ утвержденный план наблюдательными советами банков-участников реструктуризации. При этом Нацбанк оставляет за собой право отказа в утверждении плана по объединению или слиянию банков не только по причине неправильной подготовки проекта реструктуризации и подачи не всех документов, но и по дополнительным причинам. Например, если хотя бы у одного из банков структура собственности не соответствует требованиям прозрачности, размер уставного капитала банка не будет соответствовать требованиям НБУ, и пр.

Упрощение правил или усиление контроля?

Особо следует отметить в новом законопроекте момент, который вызвал неоднозначную реакцию экспертов. А именно: это присутствие статьи, предусматривающей, что упрощенная процедура капитализации банка, реорганизации, объединения и отзыва лицензии не может быть оспорена в суде или отменена решением какого-либо государственного органа.

«Хотелось бы отметить, что в соответствии со статей 55 Конституции Украины, нормы которой являются нормами прямого действия, каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездействий органов государственной власти, местного самоуправления, должностных и служебных лиц. Поэтому положения о том, что решения о капитализации, реорганизации и т.д. не могут быть оспорены в суде, будут являться неконституционными», – заявила Курило.

«Просматривается так называемая презумпция правоты НБУ, когда вывод активов из государства, кредитование связанных лиц, недостаток денег в капитале, сокрытие данных о владельцах приводят к тому, что только простые граждане (вкладчики банков, заемщики) несут основные риски таких необдуманных и часто не совсем законных действий регулятора», – добавил в свою очередь Оксанич.

По мнению эксперта, некоторые нормы законопроекта действительно убирают излишнюю бюрократию в отношениях банк – НБУ. А именно: процессы объединения и слияния, закрытия банков по инициативе их владельцев. Но настораживает, что упрощенная капитализация банка, реорганизация, объединение и отзыв лицензий не могут быть оспорены в суде или отменены решением какого-то государственного органа, что прямо противоречит Конституции Украины, в частности, статье 124, в которой зафиксировано, что правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются.

Виталий Хворостяный

*

Top