Что думают медиаэксперты о принятом в первом чтении законе, который среди прочего позволяет закрывать СМИ
На заседании во вторник Верховная Рада приняла в первом чтении проект Закона о санкциях, подготовленный Кабинетом министров Украины. После заседания согласительного комитета с представителями правительства законопроект будет подготовлен ко второму чтению, — сообщил спикер Александр Турчинов. Но вокруг отдельных положений будущего закона развернулись споры. Наряду с иностранными предприятиями жертвами законопроекта могут стать телеком-операторы и средства массовой информации.
По решению СНБО, которое своим указом вводит в действие президент, могут быть запрещены или ограничены: ретрансляция теле- и радиоканалов; использование радиочастотного ресурса Украины; деятельность СМИ и других информационных служб, в том числе в сети интернет; производство и распространение печатной продукции и информматериалов; предоставление телекоммуникационных услуг и использование телеком- сетей общего пользования.
«Я призываю членов Верховной Рады отказаться от положений закона, угрожающих свободе СМИ и плюрализму и идущих вразрез с принятыми в рамках ОБСЕ обязательствами, касающимися свободы выражения мнений и свободы СМИ», – написала в письме спикеру Верховной Рады Александру Турчинову представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович .
Процесс внесения поправок уже начался, сказал в интервью телеканалу «Киев» нардеп от фракциии «Удар» Павел Розенко. «У нас есть два дня, чтобы доработать этот закон и в четверг его проголосовать», — отметил он.
Что думают о документе украинские медиаэксперты?
Оксана Романюк, директор общественной организации «Институт массовой информации»
Я считаю проект откровенно сырым и не вижу совершенно никакой потребности в том, чтобы давать полномочия президенту или СНБО закрывать любые СМИ одним своим решением. Это, мягко говоря, не демократично. Все положения, касающиеся СМИ, вообще должны быть исключены из этого законопроекта.
Как закрывать СМИ, которые нарушают закон? Во-первых, в таких мерах нет необходимости – у нас уже есть законодательство, которое регулирует эти вопросы, есть работающие процедуры.
Во-вторых, прописанный в законодательстве запрет нарушает международные обязательства Украины в сфере свободы слова.
В стране сейчас сложная ситуация, но у меня создается впечатление, что у власти началась патриотически-бюрократическая лихорадка. Есть реально необходимые законы – об открытии списков на парламентских выборах, о люстрации, об антикоррупционных инициативах РПР. Но это слишком сложно, лучше принять что-то более легкое для восприятия потенциального электората.
Более того, этот законопроект не прошел обсуждения в комитетах. В нем есть часть, которая касается медиа, но комитет ВР по свободе слова вообще не значится в списке для обсуждения.
Наталья Лигачева, шеф-редактор издания о медиа «Телекритика»
Из законопроекта должны быть исключены пункты об ограничении или прекращении деятельности СМИ, ограничении или запрете производства печатной продукции и других информационных материалов, а также о запрете деятельности партий, движений и других гражданских объединений и фондов.
Если этого не произойдет, мы получим наступление на свободу слова.
Понятно, что санкции принимаются в сложный период информационной войны. Но в будущем под них можно будет подвести любое СМИ. В законопроекте не предусмотрены жесткие процедуры для закрытия изданий или сайтов. Этого нельзя допускать.
Микола Княжицький, медіаменеджер, голова підкомітету Верховної Ради з питань телебачення і радіомовлення
Закон прийнятий лише за основу, ще буде друге читання. В другому читанні ми будемо наполягати, щоб пункти , які стосуються засобів масової інформації, принаймні не стосувалися українських ЗМІ. А в усьому іншому відповідали чинному українському законодавству і міжнародним зобов’язанням, які взяла на себе Україна. Мі підтримуємо ідею, що Україна має себе захищати, має вводити санкції. Але жодним чином не можна допустити, щоб цей закон був використаний для диктаторських обмежень.
Важливо, щоб цей закон не був використаний для обмежень прав і свобод українців, які не причетні ані до сепаратистських рухів, ані до будь-яких конфліктів. Щоб цього не сталося, в законопроект будуть внесені правки.
Вікторія Сюмар, медіаексперт, екс-заступник Секретаря РНБО
Санкції – це актуальне питання, і дуже дивно, що Україна дійшла до нього тільки зараз. Але не можна з водою вилити дитину. Я — великий противник таких дій. Розумію, що у всіх дуже патріотичні настрої, багато чого виглядає правильним і логічним. Але коли ми забороняємо критику і робимо це з політичної волі, ми повинні усвідомлювати наслідки.
Критика дуже часто корисна. Вона нам вказує на помилки і допомагає політикам і чиновникам робити правильні висновки. Якщо ми будемо сприймати критику виключно як роботу на умовного ворога, це шлях до російської практики.
Тарас Шевченко, директор Института медиа права
Санкции конечно же нужны. Но я надеюсь, что после вчерашнего резонанса. обращения представителей ОБСЕ. закон уже точно не будет принят в том виде, в котором он сейчас существует и был принят в первом чтении. Положения, которые касаются СМИ, телекоммуникационных услуг должны быть из него исключены. США или Европа, вводя санкции не закрывают же собственные медиа проекты, таких примеров просто нет.
Если вызывает вопросы деятельность некоторых СМИ. то нужно рассматривать каждую ситуацию индивидуально.Если есть факты разжигания ненависти. пропаганды сепаратизма или незаконного финансирования. то привлекать к ответственности в рамках действующего законодательства.
Пункт про СМИ исключили из закона.