Суд по «долгу Януковича»: Минфин РФ топчется на месте, – эксперты
Высокий суд Лондона

Суд в Лондоне может затянутся на годы, но Украина должна не огрызаться, а атаковать

29 марта Высокий суд Лондона разрешил Украине подавать апелляцию на решение об ускоренном порядке рассмотрения дела относительно так называемого российского долга на $3 млрд.

Российские СМИ уже успели переписать эту ситуацию под себя, назвав ее победой РФ в Лондонском суде. Более того, на сайте Министерства финансов России появилось манипуляционное сообщение о том, что «Высокий суд Лондона обязал Украину выплатить России долг по еврооблигациям на сумму $3 млрд», хотя решения этого суда, как и рассмотрения апелляции, еще не было.

В свою очередь, Министр финансов Украины Александр Данилюк уточнил, что Украина получила разрешение судьи на апелляцию. «По просьбе украинских юристов суд также согласился заморозить сегодняшнее решение до следующего заседания суда, которое произойдет не ранее конца апреля. На следующих этапах процесса Украина продолжит отстаивать свою позицию и защищать государственные интересы», – сказал Данилюк.

Hubs обратился к экспертам с просьбой прояснить, чего стоит ожидать Украине от этого судебного процесса, какие есть варианты обезопаситься и как отреагируют инвесторы на необходимость скорейшего погашения долга – если окончательное решение суда будет не в нашу пользу.

По мнению политического эксперта Андрея Золотарева, если таки процесс пройдет по ускоренной процедуре, то не позднее следующей зимы стоит ожидать решение суда. «Если произойдет чудо и апелляцию удовлетворят (отменят ускоренную процедуру – Ред.), то процесс растянется года на полтора-два», – заявил эксперт, уточнив, что по сути речь идет о том чтобы выиграть время, не больше.

«Платить все равно придется. Перекрыть этот долг, по мнению большинства юристов, не удастся. Последствия выразятся в работе печатного станка и увеличении налоговой нагрузки. Все это выразится в смене цифр на обменниках и росте социального напряжения. Если после вердикта суда начнем платить, то для инвесторов это будет позитивным сигналом, равно как отказ будет сигналом иного рода…», – резюмировал Золотарев.

Финансовый эксперт и член Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран считает, что этот суд может затянутся на более долгий срок – до 10 лет. «Думаю это вопрос с горизонтом 5-10 лет. Ведь это только ответ судьи на просьбу РФ рассматривать вопрос по короткой процедуре и не более того. Потом есть возможность апелляции, даже если апелляция будет проиграна, в чем я лично сомневаюсь, то могут возникнуть дополнительные обстоятельства. Во-первых, британскому суду будет очень тяжело закрывать глаза на тот факт, что Великобритания признала РФ агрессором и поддерживает санкции против этой страны. Во-вторых, даже после признания судом этого долга – Минфину РФ придется объяснять почему он не согласился на реструкризацию, которую ему предлагала Яресько. Денег для выплат то все равно нет, какой из этого выход? Только подписать соглашение (в случае проигрыша) о реструктуризации – не более не менее. Так что в моем понимании Минфин РФ топчется на месте», – прояснил эксперт. При этом он высказал сомнения, в необходимости погашать этот долг и золотовалютных резервов Украины.

Рассуждая над вопросом о том, как изменится привлекательность Украины для инвесторов в случае такой долговой нагрузки, Виталий Шарпан предположил, что реакцией на негативный для нас вердикт суда может быть падение в цене на пару процентов украинских еврооблигаций.

Управляющий партнер аналитической группы «Да Винчи АГ» Андрей Колпаков считает, что для начала необходимо дождаться окончательного решения суда по данному вопросу. «Судебные разбирательства подобного масштаба – это серьезные процессы, результат которых не предопределен заранее. Это не Печерский суд в «лучшие» его времена», – начал эксперт и признал, что после данного решения шансы Украины выиграть суд стали меньше.

«Но процесс еще не закончился. Поэтому все нынешние комментарии о далеко идущих последствиях, пока нет результата, имеют скорее информационно-психологические цели», – сообщил Колпаков.

По его словам, тактика Кремля заключается в том, чтобы создавать любые дополнительные нагрузки на бюджет Украины – бить по экономике. «В данной ситуации Украина должна не огрызаться, а атаковать. И лучше это делать через судебные международные инстанции, закрепляя имидж России как государства-агрессора, предъявляя обоснованные и просчитанные счета за Крым и Донбасс. Да, это может занять значительное количество времени. Но у нас нет другого выхода», – порекомендовал эксперт.

Прогнозируя дальнейший ход этого судебного дела, Андрей Блинов, руководитель проекта конкурентоспособности «Путь к успеху», сообщил, что Украиной будет подана апелляция в тот же суд, вероятно, тому же судьи. «Учитывая сроки рассмотрения дела (с февраля 2016 года), это может занять до полугода. Тем более, что решение пока формально не вынесено, хотя оно уже прозрачно и предсказуемо после отклонения аргументов украинской стороны. Возможно, к тому времени уже будут решения других судов по спорам Украина vs Россия, но взаимозачет между судами едва ли возможен», – заявил Блинов.

По его словам, в деле Высокого суда Лондона ключевую роль играет МВФ, который настоял, чтобы этот долг был признан межгосударственным, а не долг суверена частнику. «По сути МВФ должен будет скорректировать программу EFF на $3,1 млрд – не выдать эти деньги, а откорректировать минимальный лимит ЗВР, возможно, некоторые другие количественные критерии», – прояснил он, предположив, что если выплаты придется таки делать, то к тому времени будет другой размер резервов. Скорее всего, больше.

«Остатка хватит на 3 месяца импорта, так что уровень международных резервов останется в норме, даже в случае выплаты $3,1 млрд», – указал он.

Резюмируя, Блинов акцентировал, что если Украины не будет готова сразу выполнить решение суда, будут попытки считать государство вновь объявившее дефолт, и не только Москвой. «Ключевая угроза по нашему внешнему долгу – пиковые выплаты 2018-21 гг., когда наступит пора погашать евробонды, уже реструктуризированные в 2015 г.», – подытожил эксперт.

 

*

Top