Стоимость переноса номеров в Украине занижена в десятки раз (инфографика)

Hubs выяснял, насколько корректны данные о стоимости внедрения услуги MNP и может ли она быть дешевой

Со дня проведения повторного конкурса ГП «Украинский государственный центр радиочастот» (УГЦР) на закупку решений по реализации услуги для переноса номеров (Mobile Number Portability – MNP) и объявления победителя тендера прошло больше месяца. Все это время страсти вокруг результатов торгов и скандалы не утихают: проигравшие участники не скупятся на обвинения в необъективном решении, продолжаются разбирательства в судах, а 18 марта ожидается рассмотрение жалоб компаний в Антимонопольном комитете Украины.

Сейчас стороны конфликта ведут юридическую войну и посредством разнообразного PR в СМИ пытаются доказать свою правоту. Если не вдаваться в перипетии споров вокруг самого процесса торгов и портретов участников (якобы они не «святые»), то один из камней преткновения в этом вопросе – стоимость такого проекта для Украины. На этот счет есть множество мнений. Одно из них – чем ниже стоимость предложил участник, тем его предложение объективней и честней. Остальные компании общественностью и визави автоматически записываются в коррупционеры. Но так ли это?

Hubs рассмотрел ситуацию с точки зрения возможной стоимости такого проекта и опыта ЕС при определении цен и демпинга на госзакупках.

Вначале была цена

Осенью 2015 г., еще перед проведением первого конкурса (не состоялся), были обнародованы результаты исследований международного опыта по внедрению подобных проектов. Тогда такую работу провел государственный институт «Гипросвязь». Данные исследования заказчик тендера – УГЦР – отобразил в технико-экономическом обосновании к тендеру. По оценке украинских специалистов, стоимость полного внедрения услуги может достигать $5-6 млн. В УГЦР после обнародования этой цифры отмечали, что надеялись уложиться в сумму в гривнах, эквивалентную $3-4 млн, а в тендерной документации затем заказчик официально назвал бюджет в 72 млн грн. О том, кто участвовал в тендере и сколько предлагал – см. ниже «История проведения тендеров».

История проведения тендеров

Первый MNP-тендер был объявлен 15 сентября 2015 г., в нем решили участвовать четыре компании:

— ООО «Диалинк» — продвигает решение литовской компании «Медифон» стоимостью 67,9 млн грн.

— Компания «Т4В» (Польша) – 62,3 млн грн.

— ООО «Эс Ай Центр» – продвигает решение словенской компании Teletech: 25,7 млн грн.

— ООО «Технический центр Интернет» – 17,7 млн грн.

Однако 5 ноября 2015 года УГЦР объявил, что тендер не состоялся по той причине, что претенденты не предоставили полные пакеты документов. Затем был объявлен повторный конкурс с незначительно измененными условиями.

25 декабря 2015 г. на повторном конкурсе были раскрыты новые тендерные предложения, поступившие уже от шести компаний:

— Дочернее предприятие китайской компании Huawei Ukraine  – 26,9 млн грн.

— Дочернее предприятие со 100% иностранными инвестициями «Ericsson Украина» – 107,66 млн грн.

— ООО «Диалинк» – 71,77 млн грн.

— ООО «Эс Ай центр» – 39,58 млн грн.

— Компания «Т4В» (Польша) – 82,28 млн грн.

— ГП «Украинские специальные системы» – 89,27 млн грн.

25 января 2016 г. победителем тендера объявлена компания «Диалинк». Ее конкуренты не согласились с поражением и затеяли юридические разбирательства.

Описывать структуру собственности и происхождение участников торгов не будем – в СМИ уже исчерпывающе об этом сообщалось.

 

Сомнения по-европейски

По условиям тендерной документации поставщик услуг по внедрению решений для запуска MNP должен быть в состоянии обрабатывать до 25 тыс. запросов на перенос номера в день и иметь возможность администрирования не менее 50 млн перенесенных номеров (при этом, по оценкам экспертов, в Украине около 60 млн абонентов мобильной связи).

Можно ли, например, с учетом технической специфики работ вложиться хотя бы в 40 млн грн? Сумма вызвала сомнения как у экспертов рынка, так и у ряда участников конкурса.

Для начал отметим, что частично затраты по проекту несут операторы мобильной связи. Их представители на одной из пресс-конференций отметили, что считают результаты тендера корректными, а заявленная победителем стоимость проекта соответствует техзаданию.

А вот на пресс-конференции в конце февраля директор сектора телеинформационных систем компании «Т4В» (следует отметить, что компания тендер проиграла) Петр Нашковски и вовсе сообщил, что был удивлен самым низким ценовым предложением, которое сделали компании «Технический центр Интернет» (ТЦИ), «Эс Ай Центр» и Huawei Ukraine.

По словам г-на Нашковски, все участники, предложения которых на тендере превышали 77 млн грн, сообщили о готовности внедрить MNP не раньше 1 июня 2016 г. Что, по его мнению, является наиболее реальным сроком за такую стоимость.

Также топ-менеджер «Т4В» акцентировал, что в Польше при проведении тендеров существуют жесткие требования по предложенным участниками ценам контракта. Если она – на 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта, к этому участнику должны применяться антидемпинговые меры: представление повышенного обеспечения исполнения контракта или информация, подтверждающая добросовестность контрагента. Если такие гарантии и информация не предоставляются, то предприятие вообще не допускают к конкурсу.

В Евросоюзе данной проблематике уделяется особое внимание: она регламентирована профильными директивами – см. ниже «Опыт Евросоюза…»

Опыт Евросоюза: защита от необязательных поставщиков

Статья 55 Директивы Европейского Союза 2004/18 регламентирует правила поведения закупщика при предложении аномально низких цен на госзакупках. Данная норма актуальна для соблюдения международных обязательств, которые взяла Украина в рамках интеграции в Еврсоюз. Согласно этим обязательствам Киев обязан защитить добросовестных иностранных инвесторов от потенциальной непрозрачности, несправедливости и нарушения правил конкуренции в государственных закупках с привлечением международных компаний.

Регламентированный директивой ЕС институт аномально низкой цены – это дополнительная опция, применяемая после оценки квалификации поставщика и соответствия его предложения техническим требованиям объекта закупок. Предназначена она для защиты закупочной организации: закупщик должен быть убежден, что предложение поставщика обоснованное и он будет способен выполнить договор.

Нормы «аномально низкой цены» применимы только в целях убеждения в обоснованности и реальности предложения поставщика. «Аномально низкая цена», которую поставщик не может обосновать, то есть доказать, что за предложенную цену сможет должным образом и своевременно исполнять договор госзакупок, предполагает обязанность закупочной организации отклонить предложения поставщика.

Закупочная организация в соответствии с прецедентом решения суда ЕС в объединенных делах Impresa, C-285/99 и 286/ 99 должна:

1) оценить все предложения, предоставленные всеми участниками, в которых выявлена аномально низкая цена;

2) предоставить участникам, предложившим аномально низкую цену, возможность (по письменному запросу в течение разумного времени) предоставить объяснения элементов (частей) предложения, вызвавших сомнения;

3) исследовать и оценить предоставленные объяснения;

4) принять решение –  отклонить предложение участника, не обосновавшего аномально низкую цену, или, если участник обосновал цену, разрешить ему и дальше участвовать в процедуре госзакупок.

 

А что в мире?

Как сообщил в комментарии Hubs эксперт института «Гипросвязь» Олег Вощенок, принимавший участие в разработке ТЭО по MNP, работу по расчетам специалисты начали вести еще задолго до старта торгов с учетом опыта стран, в которых была внедрена услуга по переносу номеров. По его словам, все параметры были неоднократно проверены.

«Пришлось анализировать много источников. Прямых цифр не было. Поэтому в нашем исследовании вышли на показатели в $5-6 млн. Хотя стартовая цена заказчика получилась намного ниже. При этом тендер подтвердил, что самое дорогое решение было у «Ericsson Украина» (материнская компания украинской «дочки» имеет успешный опыт внедрения MNP в странах с большим числом населения в – Ред.). Ювелирно точно стоимость сложно определить, поскольку каждая страна имеет свою структуру построения сети. Конечно, по этому показателю к нам более близки  – страны СНГ. Ну и важен размер сети, базы данных – это все влияет на стоимость. Нет подобных аналогичных решений. Все решения имеют определенную степень уникальности с точки зрения размера базы данных, количества транзакций базы данных, количества номеров, которые будут переноситься».

Поэтому, как пояснил Вощенок, в первую очередь анализировался опыт стран СНГ: «Использование оборудования на сетях, построение сетей где-то похоже. Анализировались и использовались данные, которых нет в открытых источниках. Анализировался также результат  внедрения услуги во многих странах СНГ. Учитывались многие комментарии зарубежных специалистов, которые делились опытом, каким образом они пришли к такому решению, как оно было внедрено, в частности, технические заключения специалистов».

Оценивая самые низкие ценовые предложения, представленные на тендере, эксперт отметил: «Каждая компания имеет свою политику продвижения услуги, продажи оборудования. Из моего опыта те китайские компании, которые продают оборудование, имеют тенденцию к уменьшению стоимости оборудования на каком-то этапе. А впоследствии выигрывают на обслуживании. Они имеют определенную финансовую устойчивость и таким образом продвигают товар».

Учитывая дефицит информации о стоимости внедрения MNP в открытых источниках, Hubs среди экспертов собрал ориентировочные данные по этому показателю в нескольких странах – см. ниже «Сравнение ориентировочной стоимости…»

Но даже эта информация наводит на философские размышления относительно дешевого сыра в мышеловке. Поэтому Антимонопольному комитету следует обратить внимание на все изложенные факторы – как на стоимость внедрения услуги, так и на опыт и соблюдение директив ЕС при проведении госзакупок.

987897989879

А MNP и ныне там

Пока участники тендера ведут борьбу в АМКУ, у Украины возник риск отсрочки запуска системы, которая позволяет сохранить номера абонента при смене оператора и необходимой для выполнения одного из требований ассоциации с ЕС.

По срокам внедрения MNP Украина уже отстала от мира на 15-20 лет. В ЕС, США она уже давно реализована. В ряде африканских стран MNP доступно уже многие годы. В рамках СНГ услугу внедрили – Беларусь, Грузия, Россия, Казахстан, Молдова, Армения и Азербайджан…

*

Top