Понимание заказного материала в Украине и на Западе кардинально противоположное
Во время визита Петра Порошенко в США вышла резонансная статья в The New York Times об украинской коррупции. Следом появилась и реакция на нее президента. В связи с появившимися слухами о возможном заказном характере материала ситуацию прокомментировал политолог Руслан Павленко.
Статья действительно носит заказной характер, так как цель материала — не объективное освещение ситуации в Украине, а донесение «месседжа» украинскому президенту о том, как видят ситуацию в Украине политические круги в США. Мнение другой стороны – Порошенко не спросили, а просто подали в виде редакционного материала позицию одной из сторон, — считает Павленко.
Но при этом статья не является «оплаченной». Эта статья яркий пример лоббизма и выстроенных отношений, а это неотъемлемая часть политической культуры штатов.
Под заказной статьей в украинской политической культуре мы понимаем оплаченную площадь в газете, где под видом мнения редакции тенденциозно и однобоко, сознательно очерняется противоположная сторона. В американской политкультуре лоббизм и позиционирование газет стали эффективным инструментом за счет своей прозрачности. Эта статья абсолютно прозрачна. То, что чиновники и политики штатов не могут сказать Порошенко публично, они выразили в такой форме. Послание простое — мы понимаем ваши трудности, но если не будет реформ, то не будет денег, — сказал политолог.
В свою очередь, реакция Порошенко на публикацию, это «младенчество» для политика и мягко говоря, очень слабое заявление. Газета соврала? Нет. Перекрутила факты? Нет.
Выгодно ли это России? Вполне возможно. Но, с другой стороны, это выгодно и украинскому народу, который требовал перемен на майдане,- заявил Павленко.
Если говорить о заказных статьях на западе, да там такое тоже есть. Но все регулируется правовой системой – судами. Вполне можно разместить свою позицию в газете за деньги. Но у нас в стране и на Западе — это разные вещи. Там, к примеру, это происходит через PR фирму, которая готовит актуальный, важный для общественности материал, работает с журналистами, это часть PR-работы. В результате с точки зрения стандартов журналистики к такому материалу не подкопаешься, — резюмировал политолог.
Заказные материалы на Западе действительно практикуются, но они носят совершенно другой характер, чем в Украине, это качественные, серьезные материалы, к которым не будут возникать претензии, — рассказал в комментарии журналисту Hubs один из киевских PR технологов, пожелавший остаться неизвестным.
На моей памяти за деньги размещался заказной материал в западном печатном издании относительно одного из украинских олигархов. Цена была заоблачной, а заказчик в результате не понял, за что заплатил такие деньги, так как подход к заказным статьям в нашей стране совсем другой, — резюмировал он.