Владимир Бульба, советник министра молодежи и спорта Украины
Владимир Бульба, советник министра молодежи и спорта Украины

Но для этого необходимо создать условия

По следам летних Олимпийских игр 2016 года в Украине активно обсуждаются проблемы отечественного спорта, необходимость реформ в спорте и перспективы его развития. Hubs побеседовал с советником министра молодежи и спорта Украины Владимиром Бульбой о том, что и как нужно делать с украинским спортом, об общественных инициативах в сфере спорта и спортивном маркетинге в Украине.

О роли министерства

— Олимпиада в Рио закончилась с известными результатами украинских спортсменов. По этому поводу сегодня звучит много критики в адрес министерства спорта и министра Игоря Жданова. Хотелось бы услышать, как видится ситуация как раз со стороны министерства? И вообще — насколько успехи и неудачи нашего спорта зависят от министерства?

— Да, Олимпиада-2016 закончилась с результатами, которыми мы все недовольны. Но, на мой взгляд, смена чиновников в министерстве здесь ничего не решит. Есть объективные и субъективные причины такого выступления олимпийцев, и они общеизвестны: от потери двух регионов на востоке страны и 18 потенциальных медалистов в Крыму до недостаточно активного лоббирования спортивных законов в парламенте. И все же, как ни странно, такой негативный результат может сыграть и свою положительную роль, потому что он вскрыл те проблемы, о которых немало говорили в последнее время как реформаторы, так и руководители министерства, да только никто их так и не услышал.

По инерции считалось, что наши спортсмены сами справятся со своими проблемами, и не стоит уделять им дополнительное внимание, в частности — в виде увеличения финансирования. Но Олимпиада-2016 показала, что это не так, и нужно что-то делать.

— Но если абстрагироваться от Олимпиады: так или иначе ситуацию в нашем спорте необходимо менять, даже с учетом АТО, экономических проблем и прочих негативных факторов. Народ ведь хочет медалей!

— Это действительно сложный вопрос. Проблема в том, что мы из одной системы вышли, а до другой так и не дошли. С одной стороны, можно просто заявить: давайте уберем все «совковое»: министерство, ДЮСШ (детско-юношеские спортивные школы), ФСО (физкультурно-спортивные общества) и т.п. Но с другой стороны, необходимо четко понимать, на что именно мы хотели бы поменять эту систему, которую отменить в одночасье просто невозможно.

Необходимость реформ сегодня осознают все. Как ни парадоксально, сами директора тех же ДЮСШ, даже наиболее успешные из них, говорят, что работать в рамках действующих устаревших распоряжений и циркуляров практически невозможно. Например, нельзя уволить тренера, который ничего не делает и не дает результата.

Однако и ликвидировать систему ДЮСШ одним махом нельзя: если в крупных городах есть альтернативные спортивные институты, то на периферии это практически единственная имеющаяся форма спортивной работы с детьми и молодежью, имеющая государственную поддержку. Я не берусь сегодня предлагать скорое решение этой проблемы. Здесь нужно коллегиальное решение компетентных специалистов после серьезного анализа.

Реформа министерства движется, хотя, может быть, и не так быстро и радикально, как того хотелось бы реформаторам-общественникам. В частности, идет постепенная передача полномочий федерациям.

Владимир Бульба: "Ликвидировать систему ДЮСШ одним махом нельзя"

Владимир Бульба: «Ликвидировать систему ДЮСШ одним махом нельзя».

— В любом случае алгоритм развития ситуации выглядит просто: либо осуществляются перемены, либо все продолжает идти по инерции, и тогда на следующих Олимпийских играх у нас будет еще меньше медалей, а после них — еще больше критики.

— Для начала нужно все внимательно проанализировать и сделать выводы — министерству, профильному комитету Верховной Рады, всему спортивному сообществу. Олимпиада вскрыла проблемы, а их анализ — это процесс, который займет некоторое время, но поверьте — он уже идет.

Я думаю, что нужно омолаживать чиновничий состав министерства, приглашать молодых специалистов с хорошим образованием, с идеями, обладающих здоровой энергией развивать взятые на себя направления. Дать им возможность формировать свою команду и в то же время нести ответственность за свой сектор работы.

— А рассматривается ли в контексте такого анализа вопрос о том, нужно ли нам развивать слишком большое количество видов спорта? И вообще, должны ли мы претендовать на большое количество медалей в спорте в то время, как по основным показателям уровня и качества жизни Украина отстает от множества стран мира?

— Конечно, спорт у нас не живет отдельной жизнью, он связан со всеми процессами, идущими в стране. И в тот момент, когда в стране идет война, политическая ситуация непонятна, экономика падает, наверное, не очень логично требовать от спорта высоких результатов. Но наши спортсмены — крепкие ребята, самодостаточные и привыкшие за последние годы переносить трудности и преодолевать преграды. Как раз это категория, которая привыкла к суровым условиям: если надо — тренироваться в подвалах и самим шить себе экипировку. В этом мало хорошего, но это закаляет.

Плохо, что отстает наше законодательство: в частности, до сих пор нет закона о меценатстве. Я видел, как это работает в Испании, в Германии: когда бизнесмены получают различные льготы и преференции, вкладывая в развитие спортивной инфраструктуры и поддержку спорта на прозрачных и понятных условиях.

А у нас государство не может самостоятельно поднять спортивную инфраструктуру, а бизнесу не дают этим заниматься. У нас периодически это делают энтузиасты из каких-то своих личных побуждений, но правил и системы в этом вопросе нет. И, кстати, если бы такие правила были созданы, то наверняка массу денег вывели бы из тени, поскольку спортивные проекты интересны и коммерчески, и в имиджевом плане: они дают рекламу, узнаваемость, популярность, помогают удовлетворить личные амбиции. Во множестве стран это успешно работает.

Владимир Бульба: "Спортивные проекты интересны и коммерчески, и в имиджевом плане"

Владимир Бульба: «Спортивные проекты интересны и коммерчески, и в имиджевом плане».

Интересный опыт поставили в Германии, где пять лет назад специалисты протестировали всех детей начальной школы, определив их способности к тем или иным видам спорта. На основании тестирования родителям детей выдали конкретные рекомендации – в какую секцию вести ребенка, дали контакты федераций и специалистов по соответствующим видам спорта. В результате сегодня показатели в спорте высших достижений выросли на 40%. Но у нас о таких формах работы никто не думает.

У нас не налажены не только контакты спортивной сферы с инвесторами из бизнеса. Не работает и такой привычный в мировой практике источник финансирования как спортивные лотереи, игорный бизнес, букмекерские конторы. Я не агитирую за азартные игры, но ведь часть отчислений могла бы идти на спорт, а это могут быть колоссальные суммы, которые при правильном их использовании могут работать на спортивные цели, в том числе — на развитие спортивной инфраструктуры.

В целом, конечно, наш спорт – это сложный клубок проблем, который очень непросто распутать.

Об общественных инициативах

— Пока государство очень медленно разворачивается лицом к спорту, снизу идут различные инициативы. Помимо работы в министерстве, вы возглавляете общественную организацию «Відкриті можливості», чем она занимается?

— Общественная организация «Відкриті можливості» была создана группой энтузиастов-единомышленников. В ее основе — опыт работы благотворительного фонда «Я вірю в Україну», основанного с целью поддержки воинов АТО и вынужденных переселенцев. Собственно, мое сотрудничество с министерством началось с этого фонда.

В нашу организацию объединилась группа молодых, активных людей, которые не ждут инициатив от государства в плане поддержки украинского спорта — в разных его аспектах. Речь идет о программах спортивного маркетинга, о различных проектах поощрения и поддержки перспективных украинских спортсменов, о работе со спортсменами с ограниченными возможностями, о проектах популяризации спорта, публичных акциях.

Идея нашего объединения заключается в том, чтобы соединять усилия на конкретных направлениях, программах, идеях, для реализации которых в одиночку у кого-то из нас может не хватать собственных возможностей. Как пример можно взять проект «Спільна олімпійська перемога», общественную идею по поддержке наших олимпийцев, которую мы предложили министру спорта. Мы сформировали фонд, который стал дополнительным стимулом для спортсменов. Помимо установленных государством призовых, мы предложили чемпионам и призерам Олимпиады-2016 различные поощрения от тех бизнес-структур, которые нам удалось привлечь к проекту. Кто-то выделил квартиру, кто-то — автомобиль, кто-то — банковские карты, кто-то — скидки в торговой сети, кто-то — бытовую технику и т.д. Для спортсменов это существенная поддержка и показатель того, что страна, народ их ценят. А для бизнеса — ощущение социальной ответственности и положительные эмоции от доброго дела и хорошего пиара.

В нашей организации действуют гуманитарное, научное, спортивное направления. Проще говоря, у нас объединились люди, которым приятно не воровать, а делать хорошие дела.

Один из примеров — проектный офис, созданный при Министерстве спорта на базе работы фонда «Я вірю в Україну». В этом офисе людей обучают оформлять идеи в проекты, подавать заявки на гранты и правильно администрировать средства. Значительная часть таких проектов связана с поддержкой украинских спортсменов. Причем 20% средств официально идет на администрирование проектов, то есть люди и доброе дело делают, и имеют возможность на этом заработать. Пример: обращается в министерство спортсмен после сложной травмы, требующей дорогостоящего лечения. Его заявку передают в проектный офис, где специалист оформляет запрос на финансирование, ищет клинику для лечения, осуществляет все необходимые формальности, руководит логистикой. Сегодня это пока проект, но совсем скоро он заработает на практике.

О подготовке спортивных менеджеров

— Вы упомянули о спортивном маркетинге. Что вы делаете этом направлении?

— Активистом нашей организации «Відкриті можливості» является Александр Соколинский, специалист по спортивному маркетингу, прошедший обучение в Швейцарском институте спортивного менеджмента (CIES). Сейчас он возглавляет маркетинговое агентство «СПО энд СПО Интернешнл». В свое время, занимаясь бизнесом в сфере строительства, он поддерживал детскую школу ФК «Арсенал» (Киев).  А потом использовал этот опыт, создав с тренером Леонидом Гусиным детский футбольный класс в спецшколе на Петропавловской Борщаговке, семь выпускников которого сегодня играют на самом высоком уровне.

В частности, защитник Зураб Очигава месяц назад дебютировал в основе киевского «Динамо». Маркетинговое агентство обучало Зураба работать с прессой, давать интервью, вести себя в социуме так, чтобы способствовать своему имиджу. Еще будучи подростками, эти ребята участвовали в работе фан-зон в Киеве и Харькове во время Евро-2012. До этого на счету агентства было проведение чемпионата по горным лыжам в 2010 году — Кубка Содружества Migovo Open Cup.

Во время открытия фан-зон Евро-2012 агентство получило опыт работы с командой черлидинга Red Foxes под руководством Елены Рожковой, профессиональным коллективом мирового уровня, который регулярно приглашают на крупнейшие спортивные мероприятия в разные страны мира, в частности, на Олимпиаду-2012 в Лондоне. Это еще один образец того, как можно зарабатывать в спорте.

Сегодня агентство опекает команду стронгменов, где настоящей звездой является Ольга Лящук, чемпионка мира, признанная самой сильной женщиной в мире и попавшая в Книгу рекордов Гиннеса. Агентство полностью ведет ее карьеру во всех аспектах: от обеспечения экипировкой до хлопот по предоставлению ей, переселенке из Донецка, квартиры в Киеве. Ольга интегрирована в шоу-бизнес, она выступает в различных талант-шоу в Европе, телевизионных проектах в Украине. По завершении Олимпиады-2016 агентство договорилось о сотрудничестве с олимпийскими чемпионами Олегом Верняевым и Юрием Чебаном, у которых функции менеджеров сегодня выполняют родители, что не есть нормально. Наша задача в плане спортивного маркетинга – показать на примерах конкретных спортсменов, как можно в спорте и вокруг него зарабатывать деньги.

*

Top