Андрей Садовый: Киеву нужно 8 лет, чтобы стать успешным

Мэр Львова делится своим успешным опытом управления городом и дает советы Виталию Кличко

Андрей Садовый  стал мэром Львова в 2006 году.  Город достался ему в плачевном состоянии  — проблемы с водоснабжением, улицы без освещения, разбитые  дороги. Свой огромный туристический потенциал  Львов тоже не развивал. За восемь лет под руководством Садового из аутсайдера Львов превратился в один из самых динамичных городов страны.  Он стал заметным  игроком на мировом рынке аутсорсинга и одним из центров европейского туризма.

В 2013-м влиятельный  туристический портал VirtualTourist поставил Львов на первое место среди городов Европы, которые стоит посетить. Сейчас в нем работают более 6 000 IT-специалистов.

О некоторых принципах управления городом Андрей Садовый рассказал в интервью Hubs.

Власть и бизнес

Какие бизнес-навыки Вам пригодились в управлении городом?

Самое главное – это умение находить правильных людей. Это то, что я немного умею делать. На все остальные направления приглашаю специалистов, которые разбираются лучше меня.

Я действую с точки зрения здравого смысла: как при минимальном количестве денег добиться  максимального результата? Этого можно достичь только привлекая мудрых и талантливых людей.

Как Вы находите таких?

Когда  только начинал работать, приглашал специалистов из других городов – Киева, Луцка, Ивано-Франковска.  Брал людей с менеджерским опытом работы в вооруженных силах,  людей из бизнеса. Их них, правда, мало кто выжил: в госуправлении  работать намного сложнее, чем в бизнесе.

Чем хороши молодые люди? Они делают невозможное возможным. tweet

Но наибольший  наш успех – это молодежь. Во львовском горсовете реализуется программа стажировок студентов. За 7 лет более 6 000 человек прошли такую практику. Лучших из них мы берем на работу. Например, в администрации городского головы средний возраст сотрудников — 26 лет. Эта структура управляет аудитом, внешней политикой, международными отношениями.

Чем хороши молодые люди? Они делают невозможное возможным.

Чем общество может помочь городской власти

 Львовские власти активно сотрудничают с общественными организациями. Что это дает?

Когда я впервые приехал в столицу Хорватии Загреб,  был поражен,  что все тротуары там  оборудованы  ограничителями  для машин.

Мы во Львове активно внедряем эту практику. И общественность присоединяется. Сотрудничество строится так: горожане покупают, условно говоря, 10 столбиков. Город — за бюджетные деньги —  еще 90. Такая совместная работа дает совсем другое отношение к городскому имуществу. Потому что мы это вместе сделали. (активисты  общественного  движения «Дайте пройти» в 2013-м году установили 142 столбика на 5 улицах города —  Hubs).

Совместно с общественными организациями мы благоустраиваем  улицы. В прошлом году город отремонтировал Городоцкую – улицу, которая считалась символом бездорожья Львова. Сейчас общественные организации работают над озеленением Городоцкой.

 У нас есть цель — до 2022 года построить во Львове 268 километров велодорожек. tweet

Или городское  велодвижение – с его лидерами несколько лет назад у  нас  были очень напряженные отношения. Теперь мы полностью скоординировали нашу деятельность. Общественность нам помогает писать проекты, выигрывать под них разные гранты.  Мы совместно добиваемся смены  государственных строительных норм, потому что они делают невозможным строительство велодорожек. Согласно ГСН,   велодорожка должна находиться в  5 метрах от магистральной дороги. Это нонсенс, это невозможно. У нас есть цель  — до 2022 года построить во Львове 268 километров велодорожек.

bitua

Фото из личного архива Андрея Садового

Зачем городу столько велодорожек?

Я рассматриваю велосипед как вид транспорта. Я бы хотел, чтобы 50% дорожного трафика  во Львове было велосипедным. Как во многих странах Европы.

Собственник частной машины  у меня — на последнем месте. Это его проблемы, куда он свою  машину будет ставить. tweet

Во-первых, это кардинально меняет ситуацию с загрязнением воздуха. Во-вторых, оздоравливает людей, потому что они ведут активный образ жизни. К тому же велосипед  быстрее, комфортнее, безопаснее. Это просто классно, люди становятся сами собой, а количество машин на дорогах уменьшается.

В моем понимании на первом месте – пешеход, а уже потом — общественный транспорт, на третьем —  велосипедист.  Собственник частной машины  у меня — на последнем месте.  Это его проблемы, куда он свою  машину будет ставить. У нас почему-то  считается, что в городах надо заботиться о парковках для больших машин, а не о тротуарах.  Я предпочитаю заботиться о тротуарах.

 Советы новому мэру Киева

Что бы Вы посоветовали Виталию Кличко для улучшения ситуации в городе?

В первую очередь,  необходимо разрушить стену между городской властью и обществом. Чтобы общество было активно привлечено к работе над стратегией Киева.

Киеву нужно восемь лет активной работы, чтобы стать успешным. tweet

Второе. Элементарно почистить, помыть Киев. Убрать десятки тысяч МАФов, которые работают без документов и делают Киев похожим на Шанхай 50-х годов. Избавиться от огромного количества рекламных щитов, за которыми не видно архитектурных памятников.

Третье. Навести порядок на всех коммунальных предприятиях.  Особенно на монополиях, которые крадут налево и направо. И назначать туда руководителей не по партийной квоте, а по менеджерским качествам.

Киеву нужно восемь лет активной работы, чтобы стать успешным.

В этом году Ваша партия «Самопомич» прошла в горсовет Киева. Это означает, что Вы нацелились на пост Киевского городского головы?

Я всегда активно занимался общественной деятельностью.  В 2004-м году мы с единомышленниками основали гражданское движение «Самопоміч». Идеология самопомощи – бери и делай – то, что нам сегодня нужно, ведь нет времени сидеть и ждать у моря погоды.

samopomich

Выборы в Киеве – первые, в которых «Самопоміч» участвовала как партия.  Регистрационное  партийное свидетельство  мы получили только год назад. Мы искали разных людей в областях, чтобы создавать первичные организации.

Моя амбиция – чтобы у нас в Украине была сильная мощная партия. Но я работаю городским головой Львова, времени  у меня нет. Ищу активных людей во многих городах.

Во время кризиса очень выгодно привлекать деньги и направлять их на инфраструктурные проекты. Это создает новые рабочие места, это создает налоги для бюджета. tweet

Львов планировал выпуск облигаций на 100 млн грн. На какой стадии этот проект?

Мы начали процедуру. Собираемся выпускать облигации на сумму 150 миллионов гривен. Планируем их использовать во втором полугодии.

Во время кризиса очень выгодно привлекать деньги и направлять их на инфраструктурные проекты. Это создает новые рабочие места, это создает налоги для бюджета. Это вообще дает динамику, потому что город должен инвестировать в инфраструктуру.

Будет инфраструктура  — придет бизнес.  Бизнесмен ведь не будет строить дорогу, ремонтировать ее. Он хочет, чтобы она была. Тогда он построит предприятие, тогда отремонтирует или построит отель.

Мы постоянно задействуем этот механизм, это очень выгодно. Простой пример – первые облигации мы выпускали в 2007 году, два транша в общей сумме 95 млн гривен. Тогда мы их размещали под 9,5-  9,95% годовых   в гривнах. В то время, когда мы привлекали  —  это было  $20 млн. Когда мы через 5 лет их отдавали,  курс был уже 8 гривен, поэтому  мы отдали менее  $10 млн.

С какими банками работает Львов?

Мы сегодня сотрудничаем с Европейским банком реконструкции и развития. Мы —  самый крупный партнер ЕБРР среди всех городов Украины. И в этом есть огромный плюс —  мы берем «длинные» деньги. Они очень дешевые, ведь  к каждому кредиту получаем большой грант.

Например, теплоснабжение.  Мы взяли 20 млн евро, 10 млн евро получили в виде гранта живыми деньгами. Проект «Трамвай на Сихів» —  мы берем 6 млн евро, а 5 млн евро получаем в качестве гранта от немецкого Министерства экологии и ядерной безопасности.

Кто может привлечь более дешевые деньги? Дают тем, кому доверяют. Кто имеет хорошую кредитную историю.

Расскажите о сотрудничестве с Павлом Шереметой…

C Павлом Шереметой мы познакомились во время подготовки к чемпионату Евро-2012,  когда  уже выходили на финишную прямую . А он как раз  приехал из Малайзии, где два с половиной года консультировал правительство. Мы придумали проект «Friendly City» («Приветливый город»), который возник из желания максимально показать потенциал города, чтобы гости, которые  приедут во Львов, получили позитивные эмоции.

Чем Вы удивите человека, который приехал из Голландии,  Германии, Англии? Вы удивите их  10 метрами свежепостроенной дороги? tweet

И мы вместе  решили, что все деньги,  которые у нас есть, и все возможности нужно сконцентрировать на  развитие «приветливости города». Мы создали 17 рабочих групп —  по такси, по аэропорту, по вокзалу, по отелям, ресторанам, волонтерам. Активно обучали людей.

Мои коллеги-мэры считали,  что это все — абсурд и тратили последние деньги, чтобы достроить пару метров какой-то дороги. А чем вы удивите человека, который приехал из Голландии,  Германии, Англии? Вы удивите их  10 метрами свежепостроенной дороги? Они это и у себя дома имеют. Люди просто хотят видеть атмосферу приветливого города. И мы это организовали.

Аэропорт, который был построен к чемпионату, сейчас задействован на 30%. Как город собирается возвращать инвестиции?

Аэропорт построен на очень длинную  перспективу. У Львова есть амбиции принимать зимнюю Олимпиаду, разнообразные выставки.

Если сейчас в июне будет подписано соглашение  об  открытом небе, я уверен — мы получим очень много лоукостов.

Сейчас во Львов из Донецка и Харькова прилететь дороже, чем из Львова в Нью-Йорк. Не так, как в Европе, где жители за 20-30 евро могут слетать  в другой конец Европы, на выходные.

Я уверен, что у украинцев будет такая возможность. Тогда аэропорт ждет большое будущее. Главное, что он уже есть. Раньше, в старое время – была речка, был город.   Сегодня – есть аэропорт, есть город.

Нет аэропорта — нет города.

коментаря;

  1. Frenki said:

    Было бы хорошо реализовать все эти моменты и в Киеве. Но тут очень много чиновников,и совершенно другое отношение к имуществу у горожан. Киев к сожалению не Львов.

  2. Dmytro Borysov said:

    «Простой пример – первые облигации мы выпускали в 2007 году, два транша в общей сумме 95 млн гривен. Тогда мы их размещали под 9,5- 9,95% годовых в гривнах. В то время, когда мы привлекали — это было $20 млн. Когда мы через 5 лет их отдавали, курс был уже 8 гривен, поэтому мы отдали менее $10 млн.»
    Відколи це бюджет Львова отримує доходи у доларах? 😉

  3. Адепт Ы said:

    Є певне перебільшення визначних заслуг теперішніх керівників славного міста. Стара австрійська архітектура, відремонтовані до Євро2012 за кошти бюджету (не дуже якісно на мою думку ) основні вулиці, приватна ініціатива у сфері обслуговування, показова толерантність мешканців- ось з чого сформовано світлину туристичного і взірцевого для решти України Львіва . Ви не прокидались уночі від задушливого смороду що з невідомих причин накриває місто та не знайомі із міським звалищем у Великих Грибовичах де кажуть блукають місцеві дітлахи. Де давнообіцяний завод з переробки сміття ? Кияни чюс.

*

Top