При нынешнем законе от него больше вреда, чем пользы
Процедуры, предусмотренные в Законе «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно неотвратимости наказания лиц, находящихся на временно оккупированной территории Украины или в районе проведения антитеррористической операции, и совершенствования процедур осуществления конфискации», сейчас применять невозможно, поскольку они принесут больше вреда, чем пользы. Такое мнение высказал начальник департамента специальных расследований Генеральной прокуратуры Украины Сергей Горбатюк на круглом столе в агентстве «Лига». По его мнению, закон нуждается в серьезной доработке.
«Вопрос, который породили проблемы с применением закона о специальном «заочном» расследовании, является показательным. На мой взгляд, он прекрасно иллюстрирует правовой произвол, который постепенно затапливает украинское законодательство, — сказал Горбатюк. — Почему я так говорю? Потому, что у нас много законов принимаются без согласования и консультаций с учеными и практиками, юристами, следователями, прокурорами, адвокатами. Складывается впечатление, что законодателей вообще не интересует позиция практиков и ученых. На мой взгляд, они (народные депутаты — ред.) пользуются таким правилом: если мы задумали что-то хорошее, то имеем право разрушить все. И Конституцию, и международные договора, и всю правовую систему».
В качестве примера Горбатюк привел закон о Государственном бюро расследований, который нарушает восемь статей Конституции Украины, изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Украины, которыми ставятся под сомнение полномочия следователей прокуратуры и другие проблемные законодательные акты.
«И самое интересное, что к большинству законопроектов, которые принимаются Верховной Радой, есть соответствующие замечания ее главного научно-экспертного управления. Оно указывало на нарушения и в законе о специальном досудебном расследовании (заочном судопроизвосдтве —ред). И депутаты знакомились с этими выводами, знали о них и нажимали кнопки, сознательно нарушая Конституцию. И как после этого к ним относиться? Для чего они это делают?», — подчеркнул он.
По словам Горбатюка, европейское законодательство, международное право не исключают практики заочного расследования, однако оно предписывает выписывать в законодательстве все механизмы таким образом, чтобы четко соблюдались права всех сторон и не было поводов для последующей отмены полученных судебных решений. Среди основных рисков нынешнего закона о заочном судопроизводстве он назвал годичный срок его действия, что обуславливает избирательность правосудия.
«Годичный срок предусматривает, что этот закон можно будет применить только к определенной категории подозреваемых. На мой взгляд, это прямо указывает на выборочность правосудия. При этом говорят, что часть депутатов говорила, что проголосует за этот закон, только если будет установлен срок (его действия), чтобы обезопасить себя от привлечения к ответственности», — сказал Горбатюк.
По его мнению, усовершенствованный закон о заочном досудебном расследовании мог бы применяться в случаях, когда подозреваемые находятся на территории стран, которые отказывают Украине в их экстрадиции. Но при этом необходимо обеспечить информирование подозреваемого о расследовании, его право самостоятельно выбрать адвоката. «Это позволит нам избежать нарушений прав подозреваемых и обеспечит объективность приговоров», — подчеркнул Горбатюк.