Политические перспективы Яценюка: напрочь застрял в коалиции
Арсений Яценюк

Экс-премьер вряд ли будет обострять отношения с Порошенко

Экс-глава правительства Украины Арсений Яценюк в последнее время чаще стал появляться на публике и напоминать о себе. Чего стоит, например, его приход в парламент 20 октября, в день рассмотрения госбюджета–2017 в первом чтении, и громкое заявление о том, что президент Петр Порошенко  не в состоянии заставить свою фракцию поддержать закон о спецконфискации. А уже 26 октября Арсений Яценюк беседовал в Вашингтоне с вице-президентом Джозефом Байденом о важности подключения США к переговорному процессу относительно урегулирования на Востоке Украины. Все говорит о том, что после некоей паузы Арсений Петрович готовит почву для возвращения во власть. Эксперты и политологи считают, что Арсений Яценюк метит на пост главы НБУ или же в парламент – в случае проведения досрочных выборов. Но, судя по всему, оба варианта стремятся к нулю.

 «Лиш вона, лиш вона, сидітиме сумна»

Один из мессиджей, который во всеуслышание озвучивает Арсений  Яценюк, это — установление справедливости. О бюджетном процессе, составной частью которого, по его мнению, является принятие закона о спецконфискации, экс-премьер говорит открыто. «Я думаю, необходимо, чтобы президент в самые быстрые сроки встретился с фракцией, и украинский парламент, наконец, принял справедливое решение», – сказал об этом законе Яценюк. А вот для реализации возможной задумки по отставке  главы НБУ  Валерии Гонтаревой, судя по всему,  использует испытанные методы подковерной борьбы – слухи и предположения, чтобы таким образом сформировать общественное мнение, подготовить почву и пригласить «царя». Действительно, в последнее время в СМИ появилась информация (не исключено, что вброшенная) о том, что Яценюк «во имя справедливости» намерен занять пост главы НБУ и будто бы именно с его подачи началось активное расшатывание «трона» Гонтаревой. При этом ссылаются на некие анонимные источники в аппарате президента, которые подтверждают эту версию.

Если абстрагироваться от того, с каким позором Арсений Яценюк расстался с должностью премьера, его намерение возглавить НБУ представляется не таким уж невероятным. Ну, во-первых, Яценюк уже был и.о. главы НБУ в 2004 году, соответственно трудовая деятельность на этом посту для него не в новинку. Поэтому для полноценного возвращения в большую политику данная должность — далеко не худший вариант. Во-вторых, активная критика в адрес Гонтаревой звучит не только со стороны оппозиции в лице «Батькивщины» и РПЛ, но и со стороны представителей фракции «Народного Фронта», который входит в парламентское большинство. Больше того, одним из соавторов законопроекта, определяющего условия признания деятельности НБУ неудовлетворительной и дающего основания для досрочного увольнения руководителей Нацбанка, является представитель «Народного фронта» Максим Поляков.

Что же касается внефракционного Таруты, который также обвинил Гонтареву в том, что она за два года полностью уничтожила банковскую систему страны, то вряд ли такой поступок можно считать «стадным инстинктом». Скорее, существует коллективная договоренность не только между определенными фракциями, но и отдельными парламентариями. Ведь внефракционный «голос» в свою пользу для парламентских форвардов с позиции избавления себя от обвинений в политическом сговоре является самым безопасным инструментом расшатывания политической ситуации. Ну и, наконец, господин Яценюк «неровно дышит» к госпоже Гонтаревой еще с прошлого года. Еще в феврале 2015 г. Арсений Петрович заявлял о намерении парламентской коалиции инициировать отставку главы НБУ. Но тогда столь крайней необходимости для реализации этих намерений лично для Арсения Яценюка не было – он возглавлял Кабмин.

«Зачистка» блудного «дома»?

С учетом хлипкости и малой эффективности действующей коалиции досрочные перевыборы и возвращение  Яценюка в парламент представляются возможными. Но есть большое «но» — чрезвычайно низкая популярность «Народного фронта» среди электората. Это — с одной стороны. С другой — всегда есть возможность осуществить ребрендинг своей политической силы, как это не без успеха сделали экс-регионалы. «Перезагрузку» можно провести, используя недовольство избирателей нерешительностью коалиции. Самый удобный предлог – опять же ситуация вокруг закона о спецконфискации.

В сентябре текущего года «Народный фронт» уже выдвигал ультиматум власти. Как утверждал нардеп от БПП Сергей Каплин, фракция Яценюка выразила готовность покинуть ряды коалиции в случае, если не будет поддержан тот самый закон о спецконфискации. «Была встреча представителей «Народного фронта» с представителями другой части коалиции. И они поставили четкий ультиматум: или вы голосуете, и мы на согласительном совете даем добро (на рассмотрение закона парламентом. – Ред.), или мы покидаем коалицию», — утверждал Каплин.

Однако этого не произошло и ультиматум сам по себе «рассосался». Возможно потому, что на тот момент НФ не смог заручиться поддержкой других фракций в этом вопросе. Но на этом все не закончилось. Министр юстиции Павел Петренко, до вступления  на эту должность избранный нардепом по списку «Батькивщины», заявил, что «фракция «Народный фронт» не будет голосовать за проект госбюджета-2017, если не будет принят закон о спецконфискации».

Намерения НФ понятны: закон, по идее, не может иметь обратной силы, а, значит, предусмотренные в нем меры будут направлены не столько против Виктора Януковича и его окружения, сколько в отношении провластных  (и оппозиционных!) политически сил. И они этого боятся! На этом «коньке» можно и сыграть!

Политический бартер

Оба варианта возвращения Арсения Яценюка чреваты осложнением отношений с Петром Порошенко и его окружением, которые с момента отставки премьера складываются не лучшим образом. Вряд ли Арсений Петрович пойдет на дальнейшее обострение, а потому, используя свое единственное оставшееся «оружие» против президента — фракцию в парламенте, он, судя по всему, больше будет склоняться к политическим торгам. Возможно,  экс-премьер, дабы добиться увольнения Гонтаревой и, соответственно, своего последующего назначения на «осиротевший» пост главы НБУ, продолжит спекулировать таким инструментом, как голосование по бюджету. Однако, исходя из ответной реакции, в Администрации Президента это воспринимается не более как политическая истерика.

«Яценюк блефует со своим выходом из коалиции. И Порошенко это понимает, потому не отдаст место Гонтаревой экс-премьеру, какие бы предметы торга не продуцировал Яценюк. Ведь это — прямой доступ к печатному станку», — считает Кирилл Молчанов, кандидат политических наук, политолог (Украинского институт анализа и менеджмента политики). По мнению эксперта, все, что остается Яценюку, так это продолжать блефовать, но вряд ли это принесет политические дивиденды. «Он  может попытаться рискнуть и перезагрузить парламент, сделав коалицию недееспособной, но сейчас на это не пойдет», — убежден политолог.

Таким образом, у «Народного фронта» и лично Арсения Яценюка из-за низких рейтингов есть только одна перспектива: чтобы удержаться на плаву, необходимо оставаться в коалиции и серьезно не ссориться с Петром Порошенко. Можно только периодически с ним поругиваться.

Автор: Дмитрий Воронков

*

Top