Что такое современный трибунал - в колонке Аминат Сулеймановой, управляющего партнера AGA Partners
В ближайшие дни ООН должна принять решение, быть ли трибуналу по сбитому малайзийскому «Боингу». Для того, чтобы чрезвычайный суд был создан, Совету Безопасности нужно проголосовать за соответствующую резолюцию.
На создании трибунала настаивают пять стран: Украина, Нидерланды, Австралия, Бельгия и Малайзия. Категорически против всего одна – Россия.
Почему же власти РФ так не хотят, чтобы дело расследовал международный трибунал? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала разберем, что такое современный трибунал в принципе.
Что такое трибунал ООН
Когда речь заходит о трибунале, первое, что многие вспоминают, — суд над руководителями гитлеровской Германии в Нюрнберге. Но такие параллели проводить не совсем правильно. Хотя бы потому, что современный трибунал при ООН не предусматривает смертной казни. И уже тем более — через повешение.
А вот дать внушительный срок судьи вполне могут. Об этом свидетельствуют решения Международного трибунала по бывшей Югославии (этот суд, кстати, до сих пор не закончился). Так, в 2003 году трибунал приговорил к пожизненному заключению боснийского врача, которого обвиняли в том, что он принимал участие в геноциде хорватов.
В отличие от международных судов трибунал при ООН – это так называемый суд ad hoc, то есть временно созданный для решения конкретных задач.
Как правило, специальные трибуналы ООН создают для наказания за международные преступления на охваченных войной территориях. Они действуют в сотрудничестве с национальными властями под эгидой ООН и с учетом специфики каждой ситуации.
Почему важно признание трибунала Россией
Во-первых, от России зависит судьба самого трибунала, так как страна имеет право наложить вето на резолюцию Совета Безопасности.
Во-вторых, РФ де-факто контролирует территорию, над которой был сбит самолет. И при необходимости сможет обеспечить передачу под юрисдикцию суда лиц, причастных к преступлению.
Без фактического нахождения под юрисдикцией международного трибунала лиц, причастных к преступлению, такой трибунал попросту невозможен.
Следует также отметить: если будет доказано, что самолет был сбит из установки БУК, то вполне допустимо привлечение к ответственности не только людей, непосредственно производивших выстрел, но также тех, кто их обучал, руководил ими, отдавая приказы, и, что самое важное, передал эту установку в их распоряжение.
Такие люди, вполне возможно, могут находиться под юрисдикцией Российской Федерации. И, проголосовав за создание трибунала, Россия будет обязана передать их под юрисдикцию трибунала.
Каковы шансы на создание трибунала
В VII главе хартии ООН сказано, что трибунал создается как «мера, необходимая для восстановления и поддержания международного мира и безопасности». Если Совет Безопасности признает, что инцидент 17 июля 2014 года стоит считать угрозой миру и безопасности, резолюция о создании международного трибунала будет принята, а трибунал учрежден.
Хотя нельзя забывать о праве России на вето.
Если Россия его не использует, вероятность принятия резолюции достаточно велика в силу того, что хартия ООН содержит широкое понятие «угроза безопасности», а катастрофу, лишившую жизни 298 человек, несомненно, следует считать «угрозой безопасности».
Эффективность трибунала во многом будет зависеть от сотрудничества со стороны его участников.
Конечно, препятствия со стороны правительства Российской Федерации могут усложнить и затянуть процесс. Однако государство несет обязательства по исполнению решений Совета Безопасности. А в последующем – решений трибунала.
Чем грозит трибунал сбившим «Боинг»
И Россия, и Украина, как члены ООН, должны будут выполнять решения трибунала. В частности, в статье 25 Хартии организации сказано, что государство обязано предпринимать все меры, необходимые для содействия трибуналу для осуществления правосудия, в том числе арестовывать виновных лиц и принимать приговор трибунала к исполнению.
Приговор трибунал выносит на основании устава, который принимается для каждого подобного суда.
Например, в уставе Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии сказано, что при определении меры наказания трибунал руководствуется принципами, используемыми национальными судами бывшей Югославии.
Схожее положение содержится в уставе Международного уголовного трибунала по Руанде.
Таким образом, не исключено, что устав трибунала будет содержать отсылку к законодательству Украины или Российской Федерации и виновные будут нести наказание, предусмотренное уголовными кодексами этих стран.