Отмена НДС на уголь не приведет к снижению тарифов на электроэнергию, а металлурги смогут снизить себестоимость продукции
За неделю до того, как Минфин обнародовал проект нового Налогового кодекса, правительство провело через парламент изменения, которые касаются администрирования и льгот по НДС для предприятий ТЭК, занимающихся поставками угля, газа, электро- и теплоэнергии. Часть этих мер эксперты считают вынужденными, а часть – идущими вразрез с принципами, которые заложены в новой налоговой реформе авторства нынешнего министра финансов Натальи Яресько.
Стабилизация впопыхах
Речь идет об отмене НДС для поставок угля на таможенной территории Украины. А также о разрешении всем поставщикам угля, электроэнергии, тепла и газа определять момент возникновения обязательства по уплате НДС кассовым методом, то есть после того, как предприятие получит деньги за поставленную продукцию, а не по принципу «первого события» (допускающего налоговые обязательства по факту отгрузки товара). Обе нормы должны действовать до 1 июля 2017 года.
Эти изменения зафиксированы в кабминовском законопроекте №3073 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно создания предпосылок для новой модели рынка природного газа» (принят 24.11.2015 , отправлен на подпись президенту 02.12.2015 г.). Его первая часть посвящена расчету ренты на добычу природного газа, которую в парламенте представлял министр энергетики Владимир Демчишин. А поправки, касающиеся угля и НДС для энергетиков, внесла с голоса глава парламентского комитета по налоговой политике Нина Южанина. Она за полторы минуты кратко описала содержание поправок, и сразу после этого законопроект в целом поддержало подавляющее большинство депутатов. Голосовали по сокращенной процедуре.
При этом на момент голосования ни в тексте законопроекта, ни в сравнительной таблице к нему норм по НДС для угольщиков и прочих энергетиков не было. Поправки были изложены в двух письмах налогового комитета ВР (от 4 и 5 ноября 2015 г.), которые раздали депутатам в сессионном зале. Там отмечено, что инициировало эти изменения правительство, однако почему оно не внесло их в текст самого законопроекта для финального голосования, остается загадкой.
Сейчас законопроект №3073 уже направлен на подпись к президенту, однако как именно выглядит этот текст и каким он вернется от главы государства, никто не знает.
Вечером – деньги, утром – НДС
Поправка о времени появления налоговых обязательств по НДС – это попытка разрешить коллапс в системе расчетов энергогенерирующих предприятий, к которому привела новая автоматизированная система администрирования НДС, которую внедрили летом.
По новым правилам электронного администрирования энергогенерирующие предприятия обязаны платить НДС сразу после того, как отпустили электроэнергию ГП «Энергорынок», которое является ее единым оптовым покупателем. Но конечные потребители, которым далее через поставщиков перепродается электроэнергия, рассчитываются за нее нерегулярно. Поэтому «Энергорынок» не получает всех денег и, соответственно, не может рассчитаться с производителями за поставленную электроэнергию. В результате генерация налоги платит наперед, но не получает денег за товар. Из-за этого оборотные средства предприятий вымываются.
В то же время, по данным Всеукраинской энергетической ассамблеи, за 8 месяцев 2015 года долг ГП «Энергорынок» перед генерациями вырос на 8,211 млрд грн (до 25,296 млрд грн). А долг конечных потребителей за 9 месяцев 2015 года – лишь на 2,6 млрд грн. Уровень расчетов в среднем составил 91,2%. В то же время в августе уровень текущих расчетов ГП с производителями и импортерами упал до критического – 84%.
С расчетами за тепло и газ также есть проблема неплатежей, поэтому и здесь поставщики страдают из-за того, что НДС надо платить прежде, чем получишь деньги за товар.
В конце сентября Совет оптового рынка электроэнергии Украины (ОРЭ) попросил правительство разрешить производителям использовать кассовый метод учета НДС. Теперь Кабмин ответил на эту просьбу, якобы дав поручение комитету Южаниной.
«Когда вводили новую систему администрирования НДС, вокруг генерирующих предприятий крутилось много банков, готовых предоставить кредиты, в том числе и для уплаты НДС наперед. Это выглядело как схема намеренного втягивания предприятий в долги. Говорили, что за этим стоят олигархи, близкие к нынешней власти», – рассказывает эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. По его мнению, если законопроект №3073 вернется от президента с нормой о введении для энергетиков кассового метода расчетов по НДС, это будет означать, что на рынке найден компромисс, пускай и временный.
Эксперты считают, что эта мера должна благотворно сказаться и на расчетах внутри энергорынка, в результате чего у генерирующих компаний появятся средства на закупку топлива.
«Если энергетики перестанут платить НДС наперед, это, безусловно, положительно повлияет на рынок. Это необходимо хотя бы для того, чтобы снять груз задолженности с предприятий. Потому что и госбюджет им тоже должен довольно много в счет компенсации разницы в тарифах, которые пока еще не дошли до экономически обоснованного уровня», – считает эксперт общественной организации «Публичный аудит» Андрей Вигиринский.
Однако здесь возникает вопрос о том, что будет с поступлениями в бюджет от НДС энергетиков. Если платежи потребителей стабилизируются, в том числе благодаря правительственной программе субсидий и реформированию экономики, то бюджет не пострадает. Если же потребители и дальше будут платить нерегулярно, то и поступления в бюджет от «энергетического» НДС будут идти с перебоями.
По данным Минэнерго, за 9 месяцев 2015 года уровень расчетов конечных потребителей за электроэнергию составил от 74% до 94%, а прирост задолженности – 2,6 млрд грн (для сравнения прирост задолженности «Энрегорынка» за 8 месяцев 2015 года – 8,211 млрд грн). Лучше всего за электроэнергию рассчитываются промышленность и население – 94,7%, хуже всего — водоканалы, уровень расчетов которых – 63,5%.
С расчетами за конечных потребителей за природный газ дело обстоит еще хуже. За 9 месяцев 2015 года они изменялись от 50,7% до 82,6%. По состоянию на 20 ноября расчеты составили всего 76%, а прирост задолженности – 13,2 млрд грн. Хуже всего за газ рассчитываются теплокоммунэнерго, поставляющие тепло – 67,6%.
При этом в парламенте уже прошел первое чтение законопроект, позволяющий установить мораторий на штрафы и пени за долги по оплате электроэнергии для водоканалов и для теплокоммунэнерго за долги по газу. Если документ все-таки примут, это позволит самым недобросовестным плательщикам безнаказанно накапливать долг.
К июлю 2017 года, согласно правительственным планам, тарифы на электроэнергию и тепло для населения должны достичь экономически обоснованного уровня, что позволит всем участникам рынка рассчитываться за потребленные энергоресурсы в полном объеме. Именно с этим событием эксперты связывают конечный срок введения кассового метода начисления НДС для энергетиков. При этом никто не берется предсказать, насколько высоким будет уровень расчетов на тот момент.
В то же время некоторые юристы считают, что если в энергетике НДС будут платить исключительно после получения денег за товар при любых видах поставок, поступления от этого налога в бюджет могут значительно сократиться. Например, поставщики электроэнергии, тепла или газа, чтобы не платить НДС, могут поставлять товар фиктивным компаниям, которые закрываются, прежде чем сделать оплату. А если деньги не перечислены, то и НДС платить не надо. Однако эксперты энергорынка считают, что на практике такие схемы маловероятны.
Угольный НДС
Вторая поправка Южаниной освобождает до 1 июля 2017 года поставки любого угля и продуктов его переработки на таможенной территории Украины от уплаты НДС. Это касается не только угля, который используют энергетики, но и того, который применяют в своем производстве металлурги. В поправке указаны все имеющиеся коды классификации.
Автором этой инициативы в августе 2015 года выступил министр энергетики Владимир Демчишин. Тогда он говорил лишь о государственных шахтах, аргументируя тем, что у них нет входного НДС, поэтому данный налог автоматически завышает стоимость украинского угля на 20%. Более того, министр подчеркнул, что у госшахт и так большая задолженность по НДС – 1,4 млрд грн, поэтому взимать налог дальше не имеет смысла, все равно не заплатят.
Теперь же в поправке к законопроекту не указано, что речь только о государственных шахтах. Значит, отмена НДС касается также и частных шахт. В том числе и тех, которые поставляют уголь для металлургии. При этом в письме налогового комитета ВР кроме упоминания о просьбе правительства нет никаких аргументов для введения этой нормы. Нина Южанина во время выступления сказала, что отмена НДС необходима для финансовой стабилизации предприятий ТЭК.
Эксперты считают, что отмена НДС на поставки угля – не самое главное, что необходимо для стабилизации финансового состояния шахт. «Отмена НДС на поставки угля сократит лишь количество штрафных санкций и дел в судах о задолженности по налогам. Но вряд ли кардинально повлияет на финансовое состояние угледобывающих предприятий», – считает глава Независимых профсоюзов горняков Михаил Волынец. По его мнению, если шахты и выиграют что-то в финансовом отношении, то этих денег не хватит на нужную им модернизацию, поскольку госшахты имеют сегодня большую задолженность по зарплате.
По мнению Юрия Корольчука, отмена НДС на поставки угля также может быть использована властями для того, чтобы не повышать в ближайшее время тариф, по которому ГП «Энергорынок» покупает электроэнергию у производителей. «Могут сослаться на то, что отмена НДС на уголь и так уже удешевила себестоимость электроэнергии, поэтому с повышением тарифа на закупку можно и подождать», – считает эксперт.
В то же время эксперты сходятся в том, что отмена НДС на уголь не приведет к снижению тарифа на электроэнергию для населения. Повышение расценок уже зафиксировано НКРЕ вплоть до 1 марта 2017 года (90 коп за 1 кВт за объем, потребленный до 100 кВт). И как утверждают источники Hubs, знакомые с ситуацией, в НКРЭ уже вынашивают планы повысить минимальный тариф при потреблении объема до 100 кВт до 1,4 грн за 1 кВт.
По мнению г-на Вигиринского, если НДС отменят и на коксующиеся угли, то, возможно, украинские металлурги получат шанс уменьшить себестоимость продукции и за счет этого улучшить свое положение на внешних рынках. Однако получит ли от этого выгоду госбюджет в виде увеличения налоговых поступлений, сказать сложно. Многое будет зависеть от того, станут ли олигархи, собственники промышленных предприятий, в срочном порядке выводить заработанное за пределы Украины.
При этом аналитики единодушны в том, что быстрое принятие налоговых льгот для отдельной отрасли экономики в данный момент выглядит очень странно. Учитывая, что уже в ближайшее время парламент должен рассмотреть проект налоговой реформы от Минфина, где не предусмотрено никаких льгот по НДС. Напротив, Минфин настаивает на том, чтобы уже имеющиеся льготы были отменены: введен НДС для сельхозпроизводителей и повышен с 7% до 20% НДС на лекарства.