Хорватский аналитик рассказывает о политических и экономических процессах в своей стране, по которым можно провести множество параллелей с украинской действительностью
8 ноября в Хорватии, прошедшей за последние 25 лет сложный путь от войны за независимость до страны-члена ЕС, проходят парламентские выборы. Социологические исследования показывают, что в фаворитах политической гонки — социал-демократы и консерваторы из партии ХДЗ. При этом у Хорватии и Украины много общих проблем, среди которых — и тотальная коррупция, и экономический спад, и слишком радикальные проявления национализма.
Hubs расспросил у хорватского аналитика Мирослава Николаца о главных причинах политического и экономического застоя у хорватов. Из его рассуждений можно сделать вывод, что подобные симптомы болезни характерны и для Украины. В 1990-х он был участником хорватско-сербской войны. После войны Мирослав Николац работал финансовым аналитиком в инвестиционном банке, а потом устроился на работу в хорватском BNP-Dresdner Bank. На протяжении 12 лет был советником по торговым вопросам при Посольстве США в Хорватии. Сейчас Мирослав Николац работает аналитиком хорватской консалтинговой компании.
Мирослав, как Вы оцениваете расклад политических сил в Хорватии? Почему у руля только две политические силы: социал-демократы и консерваторы? Почему им нет альтернативы?
Консерваторы после разгромного проигрыша 2011 года каким-то удивительным образом выходят в фавориты предвыборной гонки. Их репутация была настолько запятнана коррупционными скандалами, что представить их в красивом свете уже было невозможно.
После ряда скандалов, связанных с партией, местный суд наложил арест на ее имущество и отправил бывшего главу партии и премьер-министра Иво Санадера в тюрьму. Это было совсем не политическое разбирательство: в пору правления Санадера госкомпании и участники государственных конкурсов приносили деньги его подопечным пакетами, а Санадер их клал в надежный сейф в центральном офисе своей партии. Демократическая практика внутри самого ХДЗ также оставляет желать лучшего. Партийный съезд в 2009 году выбрал наследницу Санадера, бывшую радио-журналистку Ядранку Косор, на основании громкости криков в зале, без перечисления голосов.
ХДЗ — наша Единая Россия, но без ВВП и медийного ресурса. Их немного напугал арест премьер-министра Санадера, так что они вели себя тихо последние четыре года.
Сейчас консерваторы имеют самый высокий уровень поддержки. Хотя с таким противником довольно трудно упустить преимущество, социал-демократы за последние четыре года своего правления умудрились это сделать. Одна из главных причин возобновления популярности ХДЗ — падение экономики последние пять лет. Другая причина – исчезновение вопроса экономики из общественного дискурса. Немалую роль в этом сыграло ухудшения качества прессы и телевидения. Несмотря на действующие демократические институты и полную интеграцию во все значимые западные внешнеполитические ассоциации, темпы роста хорватской экономики с 2009 по 2014 год являются отрицательными, и эту непостижимую тенденцию удалось повернуть только в 2015.
У нас практически нет представителей либеральных с экономической точки зрения политических кругов. В Хорватии есть один парадокс: за социал-демократов здесь голосуют, как правило, люди с высшим уровнем доходов, чем за консервативные партии. Обычно все наоборот: более бедные голосуют за социалистов, левые партии. Политических сил, которые говорят о либеральной экономике, очень мало и они громко не заявляют о себе. Всего четыре или пять партий смогут набрать достаточное количество голосов, чтобы пройти в парламент.
Несмотря на пять лет падения экономики, за последние полгода экономическая ситуация в Хорватии улучшилась. Сохранится ли эта динамика в случае успеха консерваторов на выборах?
Это не в руках консерваторов. Они обещали представить экономическую программу. Перед этим ХДЗ якобы наняло экспертов из Германии, но результата пока нет. Избиратели в Хорватии понятия не имеют, какой будет экономическая политика в случае победы консерваторов. Улучшения за последние полгода довольно косметические. Полупроцентную позитивную динамику текущего года сложно назвать вдохновляющим успехом.
Всем понятно, что фундамент экономической катастрофы заложила партия ХДЗ, которая правила на протяжении большей части периода хорватской независимости, но у социал-демократов было достаточно времени, чтобы пожертвовать поддержкой в начале мандата и осуществить нужные реформы. Вместо этого правительство премьер-министра Зорана Милановича продолжило увеличивать центральный бюджет и поддерживать раздутый госаппарат. Можно не сомневаться, что многие «патриотические» предприниматели только рады, что социал-демократы оставили госаппарат нетронутым – он еще пригодится для осуществления кумовских сделок в случае возвращения ХДЗ к власти.
В Украине недавно прошли местные выборы и политики использовали громкие общенациональные лозунги. Например, обещания осуществлять реформы или понизить тарифы на коммунальные услуги для украинцев. Как «продавали» себя хорватские политики?
Предвыборная кампания свелась к примитивной пропаганде. Вся предвыборная агитация сводилась к возвращению в прошлое. Это просто невероятный и необъяснимый дискурс. Последние полтора года хорватское общество пережевывает Вторую мировую войну. Никто даже не говорил о развитии инфраструктуры и экономики. Только в последнее время перед выборами начали вспоминать об этом.
Хорватия пропускает мигрантов через свою страну. При этом у нее осложнились отношения с соседями, в том числе с Венгрией, которая сейчас на границе с Хорватией строит стену. Как к вопросу мигрантов относятся разные политические силы?
Правая партия пытается найти в мигрантах какую-то опасность для нас, хотя четко не ясно, в чем она заключается. В среднем они проводят в Хорватии 12 часов. Через Хорватию проехало уже примерно 300 тысяч мигрантов. ХДЗ нагнетают обстановку, говорят даже о войсках, которые нужно поставить на границе. Социал-демократы более взвешенно относятся к происходящему.
В Украине очень часто отождествляют «национализм» и «патриотизм». Как относятся к этому вопросу в Хорватии?
Консерваторы изображают из себя националистов, но на самом деле в Хорватии нет настоящей националистической партии. После 45 лет умеренного социализма и национального «возрождения» девяностых, которое моментами попахивало безумным национализмом, хорватское общество разделилось на три примерно одинаковых части: лицемерных блюстителей национальных идей, либерально настроенных беспомощных демократов и тех, которым все равно. Многим хорватам уже надоели споры на тему, кто является патриотом, а кто просто живет и работает для себя и своей семьи. Создается впечатление, что у правых сил есть монополия на слово «патриотизм». Тем не менее, для хорватов вопрос патриотизма уже уходит на второй план.
Во время Второй мировой войны в Хорватии существовал марионеточный режим, который уничтожал сербов и ромов. Жертвы исчислялись сотнями тысяч. Сложно представить, как можно восхвалять тот режим. Тем не менее есть люди, которые пытаются размыть ответственность за преступления. На протяжении нескольких лет велись полемики о преступных деяниях профашистского режима Независимого хорватского государства и антифашистского партизанского движения во время Второй мировой войны. Полемика сразу опустилась до уровня свой-чужой. Говорили, что хорватские фашисты на самом деле не были такими уж страшными. При этом сам германский наместник при хорватском марионеточном правительстве Эдмунд фон Хорстенау жаловался начальству, что зверства местных фашистов приведут к масштабному партизанскому восстанию.
Забывается и то, что организованное сопротивление фашистам в 1941 году начали именно хорваты. Из-за мимолетных политических повесток дня этот период хорватской истории пришлось глубоко затоптать. Настолько глубоко, что на военном параде в честь двадцатилетия победы в гражданской войне девяностых из всех исторических видов хорватских войск отсутствовали только партизанские. Парад принимала Колинда Грабар-Китарович, красивая дилетантша на посту президента Хорватии, которая явно подыгрывает ХДЗ.
Как правые силы в Хорватии относились к евроинтеграционному процессу?
Они поддерживали идею присоединения к ЕС. Договор о вступлении Хорватии в ЕС был подписан именно во время правления ХДЗ. Есть некоторые политики, которые заявляют, что членство в ЕС – ущерб экономике Хорватии. Во-первых, они не правы и у них слабые аргументы, а во-вторых, их очень мало. Скоро Хорватия станет частью Шенгенской зоны и процесс интеграции будет полностью завершен.
Был введен облегченный режим торговли со странами ЕС. Проблема в том, что Хорватия имеет заброшенную промышленную базу еще со времен войны 1990-х. Вместо инвестиций в эту сферу компаниям проще заниматься торговлей. Однако в скором времени мы можем столкнуться с проблемой, что нам будет нечего предложить на экспорт.
Какие причины такого спада промышленного производства в Хорватии?
Главные причины – ущерб из-за военных действий, последствия приватизации и потеря рынка бывшей Югославии. Промышленные предприятия покупали не для производства, а для использования активов в качестве экономического рычага, поэтому приватизация не сыграла им на пользу. Объем промышленного производства Хорватии в 2015 году ниже, чем в 1990 г. Последние два квартала есть улучшения после продолжительной рецессии, но происходит это, скорее всего, из-за снижения цен на энергию и сырье. За последний год они упали приблизительно на 20%.
Нужно не просто восстанавливать промышленную базу, а строить новую. Инвестиции в промышленные мощности – основа экономики. Даже если страна в состоянии жить только за счет транспорта и туризма, то все равно необходимо строить дороги, гостиницы, развивать инфраструктуру.
В Украине много производств, которые выпускают продукцию с низкой добавленной стоимостью, промышленность разваливается. Что бы Вы посоветовали Украине как экономический аналитик в стране, имеющей схожие проблемы: полную дерегуляцию и отказ участия государства в экономических процессах или государственную поддержку экономики, ее определенных отраслей?
Всегда хорошо, когда есть собственные источники энергии и внутренняя ценовая политика. Полностью дерегулировать добычу и промышленность невозможно. Государство должно обеспечить охрану окружающей среды и предотвратить возникновение иных общественных затрат. Если говорить о приватизации, то государственные интересы можно защитить сочетанием законодательных норм и удерживанием миноритарных долей в стратегических предприятиях. Если же говорить о лоббировании в контексте евроинтеграции, то можно выторговать не только отсрочки и переходные периоды для либерализации, но и довольно большие деньги на развитие производственных мощностей и инфраструктуры. Каждая из стран договаривается о предназначении грантов ЕС в соответствии с потребностями. Будут ли эти гранты использованы целесообразно – это уже другой вопрос.
Как в Хорватии оценивается ситуация в Украине? Следует ждать каких-то изменений после выборов?
Последнее время ситуация практически не освещается. Сейчас главная международная новость – Сирия. На самом деле у нас нет самостоятельной внешней политики, и Хорватия всегда будет прислушиваться к ЕС. Хорватские политики ничего не говорят о кризисе в Украине. Если их об этом спросить, то они посоветуются сначала с Брюсселем, а уже потом сделают заявление.
Алексей Коваленко