П.Сабашук: Отмена паевого взноса удешевит недвижимость на 4%

Народный депутат от БПП - о стимулировании строительства, термомодернизации и мостах Запорожья

Hubs уже не раз писал о ситуации вокруг паевого сбора на развитие инфраструктуры при строительстве и проблемах строительной отрасли, связанных с этим платежом. Автором одного из законопроектов, которым предлагается отменить паевой сбор, является народный депутат, заместитель главы комитета ВР по вопросам строительства, градостроения и жилищно-коммунального хозяйства Петр Сабашук. Многие депутаты и участники строительного рынка называют его основным лоббистом строительной отрасли в Верховной Раде. И в этом нет ничего удивительного. Сабашук одним из первых начал зарабатывать на строительном рынке. Но его первоначальный капитал происходит от бизнеса в ЖКХ.

Как говорится в досье Сабашука, которое публиковали СМИ, в 1990 году в Коммунарском районе Запорожья он создал компанию «Коммунарское арендное предприятие тепловых сетей», которое арендовало имущество коммунального «Коммунарского предприятия тепловых сетей», где до этого сам Сабашук работал директором. Уже в 1995 году компании Петра Сабашука обеспечивали теплом два из семи районов города. А к концу 90-х Сабашук уже владел несколькими компаниями, занимавшимися строительством, инжинирингом, биржевыми операциями на товарных и фондовых биржах Украины, производством товаров народного потребления, торговой деятельностью.

В 1995 году Сабашук объединил свои активы, учредив ЧАО «Рассвет», которое занимается коммунальной энергетикой, операциями с недвижимостью и строительством. Владельцами «Рассвета» числятся члены семьи Сабашука. Сабашук также считается одним из основателей партии «Реформы и порядок» (ПРП). Когда в 2006 году эта партия перешла под крыло Юлии Тимошенко — места Сабашуку в списке БЮТ на перевыборах не нашлось. В результате Сабашук покинул ПРП и навел мосты с «Нашей Украиной». Однако на парламентских выборах в ноябре 2014 года запорожский строитель стал народным депутатом от партии «Блока Петра Порошенко».

Hubs поговорил с Сабашуком о строительстве и мостах его родного города Запорожья.

О развитии строительства

— Что вы думаете о развитии строительной отрасли? Что считаете первоочередной задачей в этом секторе экономики?

— Прежде всего, надо отменить паевое участие на строительство инфраструктуры. Инвестор к нам не придёт, если при строительстве коммерческой недвижимости в местный бюджет нужно будет заплатить до 10% от инвестиций в строительство. Не секрет, что это — самый коррумпированный сбор, и это практически недоказуемо. Придумываются различные схемы, когда на бумаге предприятие освобождают от сбора, но при этом платится взятка.

Приставка «до» 10% означает, что чиновники могут уменьшить сбор с 10 до 1%. При этом доля паевого участия в бюджетах городов небольшая. В сегодняшних бюджетах на него приходится 3-5%. Но есть города, которые приняли решение развивать строительство, среди них — и мое Запорожье. Месяц назад город, не дождавшись решения по моему законопроекту №3610 «О регулировании градостроительной отрасли» (относительно отмены паевого участия в развитие инфраструктуры населенных пунктов), установил 1% паевого участия на жилую и коммерческую недвижимость.

Сабашук Петр-нардеп_6

Петр Сабашук: «Прежде всего надо отменить паевое участие на строительство инфраструктуры».

— Тем ни менее, во многих городах — против уменьшения размера паевого участия.

— Не во многих. Против — в Киеве, Харькове, Одессе и Львове. Значит, промышленности в этих городах не будет. В крупных городах, особенно в Киеве, промышленность уничтожается и новые заводы строиться не будут. Будет строиться только жилье. Производственным компаниям не интересно строить и при этом переплачивать в условиях, когда есть альтернатива – другие города.

Хочу добавить, что паевой взнос – это деньги, которые в конечном счете взимаются с тех, кто покупает жилую и коммерческую недвижимость. Застройщики перекладывают эти затраты на покупателей. Плюс все государственные стройки строятся за счет налогов. Если упразднить паевой взнос, то можно уменьшить стоимость жилья и коммерческой недвижимости как минимум на 4%. При реализации жилья по 8-9 тыс. грн за 1 кв. м у застройщиков получается очень хорошая рентабельность, если жилье реализуется дороже, то там большая доля коррупционной составляющей. Застройщики зарабатывают много, но и коррупционная составляющая фантастическая.

— Какой процент коррупционной составляющей в стоимости первичного жилья?

— По оценкам независимых экспертов, около 25% от стоимости квартир. И кто в этом виноват? Городская власть, которую мы выбрали. Сегодня в местных бюджетах — море денег, местная власть может строить садики, школы и т.д., но пусть не лезут людям в карман с паевым участием.

Сабашук Петр-нардеп_1

Петр Сабашук: «Коррупционная составляющая в структуре стоимости жилья составляет около 25 процентов».

Во всем мире платят налог на недвижимость. Это тот налог, за счет которого в основном строится инфраструктура городов. Получается, что у наших местных властей есть два основных источника финансирования своего строительства: аукционы на землю и налог на недвижимость.

— Однако далеко не все застройщики против отмены паевого участия.

— Да. Конгресс строителей Украины заявил о том, что он — против отмены паевого участия. Я не знаю, почему конгресс принял такое решение. Но не секрет, что есть застройщики, которые заинтересованы в коррупции. Потому что среди них есть «близкие к телу», у которых есть возможность «порешать», кто-то может строить и при этом не платить паевое участие, тем самым лишая конкурентов возможности развиваться.

— Отмена паевого участия — это все, что нужно сделать для развития отрасли?

— Надо также запустить аукционы на землю. Не нужно бояться того, что застройщик придет и скупит всю землю. Но до того, как проводить аукционы, необходимо составить техническое условие на подключение воды, газа, электроэнергии. Об этом должны позаботиться местные власти. Чтобы у застройщика потом не возникли проблемы с подключением к облэнерго и т.д. Хотя строить коммуникации должен застройщик. Конечно, это серьезная подготовка городов, должны работать соответствующие службы. Но можно создать рабочий механизм, при котором город не зарабатывает на паевом участии, но получает средства от продажи земли.

— Для этого нужны еще какие-то законы?

— Нет. Все необходимые законы есть. Они просто не исполняются. Земля должна продаваться на аукционах, а продается какими-то хитрыми способами. Находятся схемы, чтобы обойти аукционы. Это ненормально. Повторюсь, в строительстве нужно сделать только две вещи: убрать паевое участие и запустить аукционы по продаже земли. И больше ничего. Просто до невозможности, если, конечно, мы хотим реформировать страну. Но закон об отмене паевого участия не рассматривают, а, значит, есть смысл разогнать Верховную Раду. Она не способна к реформам.

— Почему не способна?

Видимо, слишком существенны коррупционная составляющая в Верховной Раде, связи с местной властью и т.д. Особенно это видно по городу Киеву. Не случайно киевлян в Верховной Раде — около половины, и они не позволяют принимать прогрессивные законы, как минимум в строительной отрасли. Кроме того, в Верховной Раде сегодня много гуманитариев, которые не понимают, что нужно для экономики страны. Мы принимаем законы о языке, телевидении, но не законы, которые способны стимулировать экономику.

За последний год через меня, как зампредседателя комитета по строительству, прошло 19 законопроектов. Из них за год ни один не был вынесен в зал Верховной Рады. Я считаю, что как профессионал в строительной отрасли и энергосбережении, свою работу в Верховной Раде не выполняю, работаю кнопкодавом. Поэтому я заявил, что отказываюсь посещать заседания комитета, пока наши законопроекты не начнут рассматриваться в Верховной Раде. Хотя я плохо отношусь к депутатам, которые не ходят на заседания комитетов. Если в зал Верховной Рады еще ходят, кнопки нажимают, потому что народ их там видит, то в комитетах они — редкие гости. Хотя самая главная работа депутатов именно в комитетах.

Тем не менее я уверен, что строительная отрасль вместе с индустриальными парками может вытянуть страну из кризиса за пять лет. Но для этого нужны желание, понимание и силы от самого верха государственной структуры до низа.

— А Министерство инфраструктуры? Как вы оцениваете его работу?

— Министерство много делает, но у него нет глобальной стратегии развития. Делается что-то точечно. К слову, мой законопроект об отмене паевого участия №3610 поддерживало не Мининфраструктуры, а Министерство экономики. Но этого тоже не учли.

О термомодернизации

— Еще весной премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что в 2017 году на мероприятия по энергоэффективности из госбюджета планируется выделить 800 млн грн, также планируется привлечь для этого около 3 млрд грн от международных доноров. Насколько эффективно, по вашему, мы сейчас можем потратить эти деньги?

— Думаю, предусмотреть именно сейчас в бюджете на эти цели очень большие деньги – не самое разумное решение. Я могу говорить об этом, поскольку много лет занимался строительством, энергосбережением, термомодернизацией. Сегодня на термомодернизацию в год выделяется около 1 млрд грн. Не разумно очень сильно увеличивать затраты на эти цели. Нет ни кадров, ни оборудования, ни собственного производства строительных материалов. Мы не готовы освоить большие деньги здесь. Их можно украсть, но не освоить.

— Что означает — «не готовы»?

— Во-первых, нужны кадры. Термомодернизация — это очень тяжелый труд. В фасадных работах большая текучка кадров. Многие просто физически не выдерживают. Поэтому это должны быть молодые мужчины от 25 до 35 лет. Кроме того, они должны быть профессионалами. То есть говоря сегодня о термомодернизации на уровне государства, нужно учитывать необходимость обучения персонала. А значит, какие-то деньги нужно направить на образование людей в ПТУ. Много молодых людей возвращается из АТО. Давайте определим для них стипендии и дадим им работу. Стипендии в размере 5 тыс. грн на протяжении 6 месяцев. Этого времени достаточно, чтобы получить необходимые навыки и практику.

Во-вторых, сегодня у нас — дефицит строительных лесов. Это большая проблема. Заводов по их производству — раз два и обчелся. Будем покупать турецкие и китайские строительные леса. Необходимо наладить собственное производство лесов и строительных материалов, которые нужны для термомодернизации.

То есть нужно не просто заявлять, что мы увеличим затраты на термомодернизацию. Целесообразней запланировать, что столько-то денег мы потратим на термомодернизацию, и еще столько же — на подготовку наших «войск». Выделить кредиты для малого и среднего бизнеса под создание производства строительных лесов и строительных материалов, необходимых для термомодернизации.

— В этом случае, видимо, государство должно сменить приоритеты?

— Конечно. В Киеве — повсеместный ямочный ремонт дорог. По сути это —  закапывание денег в дороги. Нам важнее сегодня заниматься дорогами или термомодернизацией? Давайте определим приоритеты. Может, стоит отказаться от ремонта дорог на 5 лет, но все деньги направить на более значимые цели? У нас сегодня есть энергетическая война. Она не менее страшная, чем та, что в зоне АТО.

Дома, которые строила моя компания, сегодня в 3 раза меньше потребляют газа, чем в среднем по г. Запорожье. С квартиры площадью 100 кв.м. в отопительный сезон платят около 400 грн. При увеличении цен будут платить 800 грн, но это все равно меньше, чем платили остальные до повышения цен — 1200 -1500 грн. То есть в 2-3 раза можно уменьшить потребление газа. Эти деньги мы могли бы оставить в карманах людей.

— Термодернизация должна финансироваться из госбюджета?

— Из госбюджета и бюджетов местных органов власти. Потому что наше население не готово. В каждом доме найдется 15 человек, которые не хотят и не будут участвовать в процессе создания ОСМД. Субсидии таких людей еще больше расхолаживают. Зачем им заниматься термомодернизацией? Они и так ничего не платят. Только государство должно этим заниматься.

Причем в первую очередь нужно заняться термомодернизацией домов, где живут старики. То есть хрущевками. Это вранье, что хрущевки лучше снести. Их отремонтировать намного дешевле. Есть, конечно 10%, «убитых» хрущевок, но большинство в нормальном состоянии и будут еще 50 лет стоять. В Киеве, может, и нужно сносить хрущевки, но в других городах, где нет такого дефицита земли, этого делать не стоит. А вот термомодернизация там нужна, потому что там  около 90% жильцов — пенсионеры. При этом старики в хрущевках не создают ОСМД, что усложняет процесс.

Кроме того, для государства вложить средства в термомодернизацию дешевле, чем вести разведку и освоение новых месторождений газа. Можно и не разведывать их. Можно и не увеличивать добычу газа.

— Руководство страны думает об этом иначе?

— Я не знаю. Хотя у Гройсмана есть «правильные» мысли. Например, что людям нужно выдавать карточки и на них перечислять деньги, которые они могут потратить на отопление. Не выделять субсидии, а перечислять деньги на карточку, которыми человек может оплачивать только определенные вещи. Например, отопление жилья и продукты питания. Как в Америке. Ты можешь использовать средства на карточке только для оплаты коммунальных услуг и продуктов питания. Ты не можешь покупать сигареты, спиртное, одежду. Люди должны самостоятельно принять решение оплачивать потребление газа, угля, дров или сделать термомодернизацию.

— Да. Но у нас государство предоставляет субсидии.

— Но эти субсидии проходят мимо человека. Он не чувствует этих денег. Он не заинтересован экономить деньги этой субсидии. Он не думает о том, что если поменяет котел, то сэкономит больше. Многие считают, что кубы газа, на которые выдана субсидия, нужно обязательно сжечь, потому что в следующем году уменьшат субсидию. Есть люди, которые выжигают кубы, открывая при этом форточки. Потому что оно — не их.

— А что вы думаете об отказе некоторых местных властей повышать тарифы? Местные советы имеют право принимать такое решение?

В принципе городской совет имеет полномочие принять такое решение. Но он должен заложить в бюджет средства для компенсации разницы, которая образуется при повышении тарифов, и заплатить теплосети и другим эту разницу. Пожалуйста, если вы решили быть такими хорошими и дотировать и богатым, и бедным, то если есть деньги, доплачивайте. Никто не запрещает. Но вы будете дотировать, скажем, пять лет, а в результате ничего не поменяется. Вместо этого можете направить эти деньги на термомодернизацию.

— Причем рано или поздно от этих дотаций местные власти откажутся.

— Конечно. По-другому не будет.

Об индустриальных парках

— Понятно, что сегодня энергоэффективность — это вопрос №1. Но вы также активный сторонник индустриальных парков. Вы — инициатор законопроекта №2514а «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно требований к земельному участку в пределах индустриального парка)», который не выносился в зал ВР. Расскажите об этом.

— Мы практически угробили всю свою промышленность. Занимаясь сегодня термомодернизацией, мы обогащаем Китай, Турцию, Голландию, Германию и всех остальных, потому что вынуждены покупать их оборудование, материалы и т.д. К сожалению, нет общего понимания у власти и среди депутатов, что индустриальные парки нужны. Но если наша промышленность сегодня стоит, не приносит дохода, то давайте дадим промышленникам льготы на 10 лет, освободим от налогов, чтобы они начали работать. Говорят, что они тем самым будут обворовывать страну. А лучше, когда заброшенные заводы стоят? Индустриальные парки — путь, благодаря которому за 1-2 года можно поднять нашу промышленность. Это механизм, который работает во всех развитых странах. Но наши преобразователи, депутаты и те, кто за ними стоит, боятся, как бы чего не случилось.

— Тем не менее, у нас около 10 индустриальных парков, а фактически работают один-два. Почему?

— Потому что условия для парков несоответствующие. Нужно подводить инфраструктуру. То есть парки сделали в чистых полях. А посмотрите, какое количество заводов простаивает! Давайте на их базе будем делать индустриальные парки. Там все коммуникации подведены. Нужно сделать так, чтобы индустриальные парки работали, а не просто, чтобы они были.

Кроме того, можно сделать специализированные парки. Давайте в первую очередь дадим льготы паркам по производству всего необходимого для термомодернизации. Это — минеральная вата, какие-то установки, датчики и т.д. Таким образом мы решим две первоочередные задачи: сделаем реальные шаги в термомодернизации и получим рабочие индустриальные парки.

Индустриальные парки — это возможность запустить промышленность, которая сегодня необходима для работы над термомодернизацией. Часть денежных средства, которые государство будет тратить на термомодернизацию, будет возвращаться в бюджет налогами. Хочешь не хочешь, НДС предприятия будут платить, налоги на зарплату — тоже. Если захотят забрать дивиденды, то заплатят налоги как все, а если вкладывать в развитие – то инвестируйте, пожалуйста.

О мостах Запорожья

— Вы возглавляете временную следственную комиссию Верховной Рады по вопросам технической экспертизы строительных работ и проверке эффективности использования бюджетных средств при строительстве мостов в городе Запорожье. Какая ситуация с мостами сегодня?

— Непонятная. Деньги на строительство мостов украдены, при этом все скрывается, воры покрываются. Я пришел к выводу, что эту мафию я не одолею. «Укравтодором» было украдено как минимум 300 млн грн. Это — аванс для строительства мостов. Никто ничего не строил, а денег нет. Дочернее предприятие «Укравтодора», которое должно было заниматься строительством, еще есть, но нет директора, основных средств и т.д. То есть это — компания-прокладка, которая создавалась с целью воровать бюджетные средства.

При этом я не могу найти уголовного дела. Меня перенаправляют из одного органа власти в другой, пишут отписки. Полномочий у комиссии Верховной Рады нет никаких. Мы можем только просить. Согласно Конституции Украины, все комиссии Верховной Рады не имеют реальных полномочий. Кроме депутатских запросов, мы ничего не можем сделать, не можем вызвать для пояснения ситуации. То есть статус комиссии нулевой. Как могли, мы разобрались с ситуацией, нашли где и сколько украдено. Хотя мы не получили внятных ответов, в том числе от генпрокурора Юрия Луценко.

Сабашук Петр-нардеп_5

Петр Сабашук: «Полномочий у комиссии Верховной Рады нет никаких. Мы можем только просить».

— Что может повлиять на расследование?

— Нужен закон о временных следственных комиссиях Верховной Рады. К сожалению, руководству государства это не выгодно. Оно этого боится, потому что следственная комиссия будет иметь право официально вызвать на допрос президента страны, премьер-министра, генпрокурора и других. Например, в Америке следственная комиссия может выразить недоверие любому государственному служащему и он должен подать рапорт об отставке. Но я не верю в то, что будет принят закон о следственной комиссии.

— Возвращаясь к мостам, ваши прогнозы? Какая их дальнейшая судьба?

— Надо сказать, что ситуация достаточно неплохая. Нам удалось провести несколько совещаний с участием премьера Гройсмана и вице премьера (Кистиона – ред.), на которых обсуждалось будущее мостов. Но самое главное то, что обновленная городская власть приняла решение забрать мосты в коммунальную собственность и достраивать их самостоятельно. Причем есть схема, при которой это возможно. Мосты в Киеве были построены за счет японского кредита, для этого были приняты соответствующее постановление правительства, решение Верховной Рады. По аналогии с киевскими мостами можно принять решения и найти кредиты.

Я не вижу другого варианта, как достраивать мосты местной властью Запорожья за счет иностранных кредитов. Потому что, на мой взгляд, сегодня задача «Укравтодора» — не отдать мосты в коммунальную собственность Запорожья. Благо, что власть Запорожья настаивает на передаче мостов. Но при этом нужно провести аудит, оценить, что сделано, сколько средств вложено и сколько еще необходимо инвестировать. «Укравтодор» должен сделать это, иначе Запорожье не сможет взять мосты на баланс. А для этого должно быть решение правительства о том, чтобы «Укравтодор» за свои деньги провел аудит, а Запорожье приняло на баланс объект незавершенного строительства. Это будет отправная точка. К сожалению, предыдущее правительство делало вид, что этой проблемы не существует. Уже в этом месяце я планирую инициировать ускорение процесса.

— А кто стоит за этим воровством государственных средств?

— Кто-то на букву «А». Но в целом меня не столько интересует найти виновных, как достроить мосты.

— Азаров? Ведь это был приказ Азарова передать мосты из коммунальной собственности г.Запорожья в распоряжение «Укравтодора»?

-…Важнее то, что если недостроенные мосты передадут городской власти Запорожья в коммунальную собственность и будут найдены иностранные деньги на окончание строительства, то мосты будут закончены. Уверен, что найти 1-2 млрд США можно.

*

Top