Замминистра инфраструктуры – о новой кадровой политике правительства
Главные коррупционные «кормушки» Минтранса — «Укрзализныця», аэропорты «Борисполь» и «Львов» вот-вот получат новых руководителей. Возможно, компании возглавят топ-менеджеры, не связанные с властью и способные вывести в плюс убыточные компании.
Министерство дистанцировалось от поиска кандидатов. Эту работу поручили частным хэдхантерам и консалтинговой компании Deloitte. Зачем все это затеяли и что будет после того, как «охотники за головами» выберут лучших, Hubs поговорил с главным «двигателем» кадрового проекта от Мининфраструктуры замминистра Владимиром Омеляном.
Опытный чиновник выглядит как типичный выходец из инвесткомпании. Молод, хорошо одет, говорит быстро. Свою должность занял чуть больше месяца назад, до этого работал в Кабмине и Министерстве иностранных дел.
Вы работаете с 17 декабря. Как успели так быстро начать проект?
К этой инициативе мы шли недолго. И я, и Андрей Пивоварский (министр инфраструктуры со 2 декабря 2014 года — Hubs) — люди быстрые. Хотя и понимаем, что даже быстрое решение должно быть принято взвешенно. Но времени нет.
Мы изучили рынок труда, посмотрели, какие есть специалисты, которые могли бы занять должности на важных направлениях. Проговорив, наверное, с сотней кандидатов разного уровня, пришли к выводу, что любое наше назначение не дает 100%-ной гарантии на успех. Для государственной компании это очень важно, потому что государство не имеет права на ошибку. Частный бизнес можно закрыть и начать новый. Государственный проект закрывать нельзя.
Плюс еще, мы в команде договорились, что у нас не будет кулуарных решений. Мы на самом деле хотим изменить эту страну.
Изменить страну без поддержки и помощи людей – невозможно. А люди поддерживают только тогда, когда ощущают причастность к этому процессу. Поэтому Андрей Пивоварский предложил провести публичный отбор на самые значимые позиции в системе управления Мининфраструктуры. Выбрать не среди друзей, знакомых, рекомендованных, а среди профессионалов, которые могут вести отрасль вперед.
В первую очередь речь шла об «Укрзализныце», аэропортах «Борисполь» и «Львов». На прошлой неделе объявили отбор на «Укрпочту». В этих компаниях всегда было место коррупции, на них многие смотрели «хищно».
Мы — министерство — сознательно дистанцировались от процесса отбора. Обратились в несколько кадровых агентств. Два из них ответили, что готовы работать бесплатно. К ним присоединилась компания Deloitte.
Мы приняли такой формат работы: министерство размещает объявления на сайте и через СМИ. Свои кандидатуры могут подать те, кто считает себя лидером, имеет необходимый управленческий опыт. Те, кто готов жертвовать собой ради государства.
Вторым этапом станет селекция среди всех кандидатур, которые подадут свои предложения. Будут отобраны топ-20 по каждому направлению. 19 января закончился срок подачи (Hubs общался с Омеляном 17 января) для кандидатур на должность гендиректоров «Укрзализныци», аэропортов «Борисполь» и «Львов». После этого мы начинаем двухнедельную сессию. С каждым из этих топ-20 поговорят представители министерства, чтобы понимать их видение. И понять, как это видение изменит развитие отрасли.
После обсуждения на экспертном уровне мы хотим составить шорт-лист из 3-5 кандидатур и передать их на рассмотрение министра. Министр проведет собеседование с каждым. Кандидаты будут презентовать свои программы, видение развития отрасли, предприятий, на которые они подавались, повышение эффективности и качества их работы и прозрачности.
После этого пятерку или тройку достойнейших рассмотрит комиссия (номинационный комитет), которая будет рекомендовать кандидатуру Кабмину. В комиссию войдут представители министерства экономики, нашего министерства и других министерств, экспертов, которые будут утверждены.
Критерии для вас разрабатывали кадровые агентства?
Да, по нашей просьбе они адаптировали требования к генеральным директорам для наших предприятий и предложили современные инструменты оценки. Но тут нет ничего нового – стандартные условия найма на работу в большие бизнес-компании. В нашем случае главные акционеры – государство и народ.
Но стандартным путем, который был принят в нашем государстве, мы не можем идти. Мы сейчас в такой ситуации, что старые критерии – соответствующее образование кандидатов, опыт работы и возраст – не подходят.
После выведения предприятий из коррупции, после того, как будет заложена прозрачная система управления, будет время профессионалов, которые «родились и крестились» в этой отрасли. Но, в любом случае, даже назначенные руководители будут поддержаны специалистами в этой отрасли.
Вы имеете в виду, что кандидату не обязательно разбираться в отрасли, предприятие из которой он будет возглавлять?
Знание отрасли желательно, это будет одним из приоритетов, но это не станет определяющим критерием. Главное – быть блестящим управленцем. Европейский опыт свидетельствует, что менеджеры топ-уровня легко переходят из одной отрасли в другую. Это было с Apple и другими компаниями, и это пошло им на пользу.
Из тех, кто подал свои кандидатуры, но не прошел отбор, мы будем формировать сотню или тысячу кадрового резерва – так называемый «резерв лидеров». Это будут лучшие специалисты.
Мы не ограничиваем круг людей, которые могут подавать документы. Помимо информирования об отборе через интернет и средства массовой информации, прямым поиском занимаются хэдхантеры, обзванивают самых весомых и известных менеджеров Украины, Европы с предложением принять участие в этом процессе.
Есть ли какие-то громкие имена среди тех, кто подал документы?
Мы их не знаем. Мы специально дистанцировались от хэдхантеров и экспертной группы, которые проводят отбор, чтобы сделать этот процесс абсолютно незаангажированным.
Мы знаем только количество кандидатов. По состоянию на сегодня (17 января — Hubs) на три позиции было прислано около 500 резюме. Львиная часть – это «Укрзализныця».
Судя по критериям, свои кандидатуры должны подавать люди очень высокого уровня. Понятно, что такие специалисты требуют достойной оплаты. Каким будет уровень их зарплаты, где государство будет брать деньги?
Я бы не называл этих людей героями, но это должны быть агенты изменений, готовые идти на риск, на неблагодарную работу, для которых слава имеет значение больше, чем что-либо другое. Слава придет только с победой.
По поводу финансовых условий. Сейчас Кабинет министров совместно с Администрацией Президента разрабатывают законопроект о фонде, за счет которого топ-менеджеры государственных предприятий будут получать достойную заработную плату. Этот фонд будет формироваться за счет европейских доноров. Они доверят фонду в управление свои деньги, который будут распределяться между менеджерами в зависимости от результатов работы.
Наша почти 24-летняя история свидетельствует о том, что экономия на чиновниках приводит к кризису в государстве, потому что ни один не может удержаться от соблазна. Плюс должен быть жесткий мониторинг со стороны общества. Собственно, почему мы проводим такой отбор, чтобы кандидат, а позже победитель, брал на себя четкие публичные обязательства, устанавливал четкие KPI: что и когда он будет делать. А общественность и профессионалы отрасли могли бы его контролировать.
Мы надеемся, что путем открытого отбора научим и общество тому, что нельзя верить словам, нужно каждую секунду следить за действиями.
На какие еще предприятия Мининфраструктуры будет отбирать руководителей на открытом конкурсе?
Мы остановились на тех предприятиях, где были вакансии, были и.о. Плюс «Укрпочта», где руководитель был уволен в конце декабря за несовместимую со своей должностью деятельность.
Я уверен, что на топ-должности по всем ключевым предприятиям Министерства будет проведен публичный отбор. Мы, собственно, своей работой хотим начать делать то, чего не было раньше. Мы хотим остановить практику назначения на такие должности людей в зависимости от личных договоренностей или политических квот. И чтобы каждый, кто хочет назначить своего личного друга, был остановлен общественностью: дядя, так уже не делается.
Транспортная отрасль – одна из самых коррумпированных. Как боретесь?
Коррупция есть и в больших размерах. Мы привлекаем для анализа ситуации внешних аудиторов или бизнес-аналитиков, они в шоке.
Мы привлекли к финансовому аудиту компании «большой четверки». Это Deloitte, Ernst&Young, PWC, KPMG. Они согласились бесплатно оказать услуги. Чтобы проверить те предприятия, по поводу которых поступает самое большое количество сигналов со стороны общества.
Но знаете, чего я боюсь? Что министр не будет брать взяток, его заместитель не будет. А все остальные – будут ставить свечки за их здоровье, мол, занимайтесь и дальше своими реформами, а мы будем воровать. Надеюсь, мы сумеем это сломить.
Почему с поста главы «Укрпочты» уволен Михаил Панькив?
Общественность остро раскритиковала ряд закупок, тендерных процедур. Мы тоже заметили четкие несоответствия. То, что мы выявили – это переводы денег в проблемные банки: деньги «Укрпочты» были размещены в банках, ликвидность которых была под угрозой. Все эти материалы мы направили в прокуратуру. Ждем реакции.
Профильные министерства постоянно обещают «открытое небо». Обещаете?
Мы надеемся, что в этом году подпишем многострадальное соглашение об «открытом небе». Запустим механизм в работу. Одновременно мы не должны забывать о том, что лоукосты и классические авиакомпании, которые придут в Украину, должны не просто забирать наш пассажиро- и грузопоток, но и платить налоги тут.
А зачем тогда Госавиаслужба недавно изменила порядок выдачи разрешений на полеты?
«Открытое небо» снимает ограничения по количеству назначенных перевозчиков и количеству рейсов между Украиной, с одной стороны, и странами – членами Евросоюза – с другой. В нем не определяется внутригосударственный порядок допуска авиакомпаний на ту или иную воздушную линию.
Мы считаем, что процедуру получения разрешений нужно усовершенствовать, над чем сейчас и работают специалисты министерства. К этому также привлечены авиаперевозчики и эксперты авиационного рынка.
Вместе с тем, кроме развития международных перевозок иностранными авиакомпаниями, мы также будем работать над тем, чтобы мотивировать иностранных авиаперевозчиков создавать собственные базы в Украине и платить тут налоги. Но мы не будем идти путем давления и создания неконкурентной среды. Это будет путь договоренностей и компромиссов.
Концессионные дороги будут строиться? По проекту, который существовал раньше, еще со времен Азарова?
Что касается автомобильных дорог – ситуация непростая. Мы ищем выход путем строительства концессионных дорог. Денег нет в государстве. Акциз, который собирают на топливе, направлен на другие статьи. Это – война и социальные расходы.
Я не думаю, что это будет тот же проект. Сейчас мы ведем переговоры с инвесторами. Это должен будет быть более ответственный подход. Потому что за те деньги, кредиты Европейского банка, можно было построить дорогу на Луну.
Ну нарешті з’являються відповіді на нагальні питання. Так тримати!