е-декларации

А сотрудники агентства получили возможность для давления и шантажа чиновников

В воскресенье, 30 октября, завершилась первая волна подачи электронных деклараций за 2015 год высокопоставленных чиновников, которые занимают ответственное и особо ответственное положение. В их число  входят президент, премьер-министр, народные депутаты, глава НБУ и другие.

Пока  пользователи социальных сетей оценивают степень благополучия слуг народа (особый восторг вызывает огромная сумма кэша у них на руках – это же какой инвестиционный ресурс!), Национальное агентство по вопросам предупреждения коррупции (НАПК) готовится провести проверку данных, указанных в е-декларациях.

Однако, учитывая, что по состоянию на 24:00 30 октября в системе было зарегистрировано 115 тыс. пользователей и подано 103 тыс. деклараций, а штат НАПК может насчитывать всего лишь 311 человек (и по неофициальной информации заполнен едва ли наполовину), весьма вероятно, что агентство не справится с этой задачей. По крайней мере так, как это предписывает Закон «О предупреждении коррупции» (далее – Закон). Поэтому резонно предположить, что проверка будет проводиться выборочно и лишь в отношении политически значимых фигур. Остальные же чиновники, чей образ жизни имеет мало общего с задекларированными доходами, получат шанс избежать достаточно серьезных последствий.

Ведь за умышленную подачу недостоверных сведений в е-декларации законодательство предусматривает не только административный штраф в размере 17-42,5 тыс. грн, но и уголовную ответственность. А именно — штраф в размере уже 42,5-51 тыс. грн и лишение свободы на срок до двух лет, плюс невозможность занимать государственные должности в течение трех лет. Учитывая сказанное выше, качество мониторинга деклараций будет зависеть, прежде всего, от активности физических и юридических лиц, а также СМИ, которые могут обращаться в агентство с требованием проверить конкретных лиц, чей стиль жизни не соответствует декларации о доходах. Именно это поможет пригвоздить к позорному столбу как можно больше вороватых чиновников.

Кто попал

Как заметили Hubs в юридической фирме «Ильяшев и Партнеры», проверка данных е-деклараций предполагается двух видов. Первичная — с точки зрения полноты их заполнения, логичности, наличия арифметических ошибок. И полная — подтверждение достоверности всех задекларированных сведений, точности оценки объектов, выявления конфликта интересов и незаконного обогащения.

В обязательном порядке по полной программе будут проверяться данные чиновников, занимающих ответственное и особо ответственное положение плюс должности, связанные с высокой степенью коррупционного риска. В соответствии с законом к «особо ответственным», кроме президента, глав ветвей власти, народных депутатов, отнесены руководители министерств и ведомств, судьи, следователи, прокуроры, главы местных госадминистраций и генералитет.

Перечень же потенциально коррупционных должностей НАПК утвердило еще 17 июня; это так называемое среднее звено. Как сообщила Hubs Наталия Корчак, председатель НАПК, к таковым отнесены должности главы Администрации Президента, его заместителей, руководители (их заместители) структурных подразделений центрального аппарата НБУ, Государственной судебной администрации, такая же номенклатура госпредприятий, учреждений и органов местного самоуправления. Они должны подать э-декларации за 2016 г. уже до 1 апреля 2017 г.

Но и это еще не все: в случае серьезных расхождений при первичной проверке возможна полная проверка данных декларантов, не попавших в вышеуказанные перечни.

Другими словами, НАПК в этом и следующем году предстоит «прошерстить» огромный массив данных. Вопрос Hubs о том, сколько именно э-деклараций чиновников будет подлежать полной проверке после первой волны подачи отчетности, в Нацагентстве оставили без ответа. Хотя ранее в СМИ шла речь о 47-50 тыс. человек.

В юридической же фирме «Ильяшев и Партнеры» отмечают, что закон не требует обязательно вести общий реестр лиц, обязанных подавать антикоррупционные декларации или же тех, чьи декларации подлежат полной проверке. НАПК ведет только реестр поданных деклараций и реестр лиц, совершивших коррупционные правонарушения. Поэтому определить точное количество таких деклараций можно только путем статистического исследования (соотнести названия должностей, которые охватываются полной проверкой, с реальными лицами, которые занимают такие должности), что довольно сложно сделать на практике.

Погрешность возможна за счет того, что такой реестр не отражает информацию о лицах, которые были обязаны подать декларацию, но не сделали этого. Не исключено, что НАПК будет вести реестры всех лиц, обязанных подать декларацию, с выделением отдельного подреестра декларантов, подлежащих полной проверке. Но даже если такие реестры появятся, не факт, что они будут открытыми, ведь на нормативном уровне они пока что не предусмотрены.

Мониторинг

Для контроля соответствия расходов чиновников вводится выборочный мониторинг их способа жизни. Судя по всему, проводить его будут преимущественно в «бумажном» порядке: через запросы от госорганов, публичных реестров, проверку заявлений физических и юридических лиц – так называемых обличителей и т.п.

Сроки проведения такого мониторинга, как, впрочем, и полной проверки э-деклараций, законодательно не установлены. Возможно, их укажут в порядках проведения таких проверок, которые НАПК пока еще не утвердила. Но Наталия Корчак уже заявила Hubs, что мониторинг способа жизни, по ее мнению, иногда бывает более эффективным, если длится больше установленного срока: «Ведь «грязные» деньги всегда оставляют следы со временем, они расходуются на предметы роскоши, путешествия и т.п. Именно поэтому в законе предусмотрена норма, в соответствии с которой Национальное агентство может осуществлять мониторинг способа жизни по собственной инициативе».

Это наводит на мысль, что на уровне закона заложена идея постоянного мониторинга. Более того, поскольку полная проверка деклараций может быть проведена в течение трех лет после прекращения полномочий чиновника, то, скорее всего, мониторинг также будет проводиться и в отношении бывших чиновников, отмечают в юридической фирме «Ильяшев и Партнеры». Здесь стоит отметить, что закон говорит о выборочном мониторинге, не уточняя, что имеется в виду – в отношении лица в целом (фактически, полный анализ его жизни) или же в отношении отдельных эпизодов жизни (чтобы проверить конкретные показатели декларации, например, недвижимость, расходы на заграничные поездки). «Учитывая огромное количество декларантов, вряд ли можно говорить, что каждый из них постоянно будет  находиться под микроскопом НАПК. Скорее всего, система мониторинга будет работать в импульсном режиме», — делают вывод адвокаты и юристы «Ильяшев и Партнеры».

Необходимо давить

В итоге проверка данных е-деклараций чиновников может либо превратиться в профанацию, либо привести к злоупотреблениям со стороны сотрудников НАПК, несмотря на уверения председателя Нацагентства в профессионализме и порядочности подчиненных. Поэтому, пока система проверки достоверности данных со стороны данного госоргана не отработана, свое слово могут сказать обличители – физические и юридические лица и СМИ.

Этому способствует ряд обстоятельств. Во-первых, для общественности предельно упрощен доступ в электронном виде ко всем декларациям, аккумулированным на одном ресурсе, на сайте НАПК, в т. ч. имеется возможность поиска по ключевым словам. Во-вторых, закон обязывает Нацагентство на всех этапах проверки данных е-деклараций (первичная, полная, мониторинг способа жизни) реагировать и учитывать их заявления. Причем, по общему правилу (имеется в виду требование Закона «Об обращении граждан»), НАПК, как отмечает Наталия Корчак, обязано отреагировать на них в течение месяца со дня поступления. Важно и то, что закон предусматривает анонимные обращения, которые будут рассматриваться, если речь идет о конкретном лице. В-третьих, с учетом того, что мониторинг способа жизни чиновника будет проводиться постоянно, у обличителей есть возможность постоянно капать на мозги Нацагентству (для этого на сайте имеется форма обращения «Сообщи о коррупции»).

Адвокаты и общественники советуют при этом обращать особое внимание на незанесение в е-декларацию недвижимого имущества, стоимость которого превышает 100 минимальных зарплат (сейчас – более 137, 8 тыс. грн) и юридических лиц, в которых чиновник или члены его семьи являются конечными бенефициарами. Дело в том, что такие данные достаточно просто получить, обратившись с запросами (адвокатскими, общественных организаций) к администраторам соответствующих реестров.

Более того, специалисты полагают, что только обращения в НАПК недостаточно. Если, по мнению обличителей, в декларации чиновника допущены ошибки на сумму, превышающую 250 минимальных зарплат (сейчас— 362,5 тыс.грн), необходимо обращаться в Национальную полицию, следственные органы которой по общему правилу расследуют такого рода уголовные правонарушения. Если же расхождения данных в декларации чиновников, занимающих ответственное и особо ответственное положение, составляют более 500 минимальных зарплат — в Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ).

Чиновник – об интеллектуальном уровне

Наталья_КорчакНаталия Корчак, председатель Национального агентства по вопросам предупреждения коррупции:

— Достаточен ли сейчас уровень профессиональной подготовки уполномоченных лиц НАПК, чтобы провести полную проверку е-деклараций?

Подготовка сотрудников Национального агентства сомнений у меня не вызывает.

— Сотрудники Нацагентства — госоргана по предупреждению коррупции — наделены практически такими же правами, что и правоохранители. Где гарантия того, что они не будут допускать злоупотреблений?

— Чтобы работать в Национальном агентстве, потенциальные сотрудники прошли достаточно серьёзный конкурс, некоторые из них — люстрационную проверку. Мы прилагали все усилия, чтобы у нас работали  профессиональные, подготовленные люди. Помимо этого, во избежание любых искушений уполномоченные лица НАПК получают достойные зарплаты.

Показателем высокого профессионального и интеллектуального уровня сотрудников агентства является тот факт, что за время работы НАПК у нас не было ни одного инцидента, связанного со злоупотреблениями кем-то из них служебным положением.

Адвокаты

…о движущей силе мониторинга

Евтушенко_ВладВладислав Евтушенко, младший юрист компании по обслуживанию иностранных инвестиций «Investment Service Ukraine»:

— Если исходить из Закона «О предупреждении коррупции», мониторинг способа жизни чиновников будет заключаться в том, что специалисты департамента финансового контроля и мониторинга способа жизни  НАПК будут анализировать информацию, размещенную в СМИ и социальных сетях, а также рассматривать обращения физических и юридических лиц. Если данные анализа расходятся  с информацией, указанной в декларации, декларант должен будет объяснить эти несоответствия. Если же в ходе проверки будут выявлены признаки коррупции, департамент инициирует расследование.

С учетом того, какой вал информации предстоит проверить и сопоставить НАПК, думаю, что эффективность е-декларирования в первую очередь будет зависеть от энтузиазма и настойчивости общественных движений, журналистов и других активистов, которые будут обращаться в департамент.

… о пробелах в законодательстве

Виктор_Мороз_адвокатВиктор Мороз, управляющий партнер адвокатского объединения «Suprema Lex», адвокат:

— Сотрудникам Нацагентства предоставлены достаточно обширные полномочия, а «предохранители» законодателем не предусмотрены, что может привести не к достижению задекларированной цели борьбы с коррупцией, а к неправомерному давлению на неугодных чиновников и дружественный им бизнес.

Полагаю, что законодательство, регулирующее деятельность НАПК, требует существенной доработки с целью ограничения и конкретизации полномочий его сотрудников, а также введения защитных механизмов от возможных неправомерных действий.

Пока же мы имеем еще один госорган, который может как самостоятельно, так и совместно с Нацполицией, Национальным антикоррупционным бюро, Специализированной антикоррупционной прокуратурой проводить различные проверки, что может привести к еще большему давлению на бизнес. При этом остается множество дыр для совершения коррупционных правонарушений. Чего, стоит, например, отсутствие необходимости подавать декларации помощникам судей?

*

Top