Парламент принял закон Украины «Об образовании»
Образовательная реформа, которая, по мнению руководства страны, сделает учебный процесс в Украине современным, учителей компетентными, а учеников готовыми к жизни в новых условия, началась. За принятие проекта закона Украины «Об образовании» во втором чтении и в целом во вторник проголосовали 255 народных депутатов. А это значит, что уже с 1 сентября следующего года украинские первоклассники будут учится 12 лет. Hubs о некоторых изменениях в образовательной системе.
На год дольше
12-летний учебный процесс в средней школе стал не только самым заметным нововведением образовательной реформы, но и одним из самых обсуждаемых парламентариями моментов во время принятия закона об образовании. Оставить прежнюю систему требовала, в частности, фракция «Радикальной партии», аргументируя это тем, что даже в некоторых европейских странах дети учатся по 11 лет.
«Во Франции школу заканчивают в 16-17 лет, в Чехии учатся 11 лет, и при этом эти страны вполне успешно готовят свои кадры, – говорит нардеп Игорь Попов (РПЛ). – Я знаю, что многие коллеги посетили районные и областные конференции учителей, участвовали в линейках, общались и с родителями, и с учителями. Скажите, кто из них просил поддержать увеличение учебы до 12 лет? Давайте не делать из школы брачное агентство, давайте дадим детям возможность продолжить профессиональное образование после 11 лет в школе».
Его коллега по фракции Олег Ляшко назвал сохранение 11-летней формы обучения одним из принципиальных требований своей фракции в отношении образовательной реформы. «Вы хотите, чтобы у нас в 18 лет полкласса девушек беременных из школы выходили? Хватит сидеть там, надо работать», – обратился он к коллегам.
Впрочем, несмотря на то, что соответствующая правка не была учтена, в итоге фракция РПЛ все же дала в поддержку законопроекта 14 голосов из 17 присутствующих депутатов в зале.
Партнерская педагогика
У министерства образования своя логика введения 12-летней школы. «Мы будем по-другому учить детей, и это требует больше времени», – говорит министр Лилия Гриневич. Она поясняет, что от авторитарной вертикальной педагогики, когда учитель всегда прав, а ученик обязан согласиться, планируется перейти к педагогике партнерской: «Общение в группах, предоставление детям возможности аргументировать свою позицию, критически мыслить – это совершенно другие методики учебы».
По словам Лилии Гриневич, уже сегодня пилотный эксперимент проходит в ста школах Украины, которые пилотируют новый стандарт образования в первом классе: «Все эти учителя прошли у нас повышение квалификации, и каждый из них говорит о том, что у него изменился способ мышления по поводу того, какими должны быть методы обучения». Правда при этом министр отмечает и некоторые сложности. К примеру, как к 1 сентября следующего года переквалифицировать 20 тысяч учителей, которые примут первые классы во всей стране?
Учителям – зарплаты
Если пенсионная реформа должна сулить повышение выплат пенсионерам, иначе она просто не будет проголосована парламентом, то реформа образовательная должна так или иначе предусматривать повышение зарплат учителям. И тщетно некоторые депутаты пытались пояснить, что реальное повышение зарплат зависит только от показателей, которые будут заложены в госбюджет. Законопроект так или иначе должен был затронуть этот вопрос, что и случилось. Учителям установили минимальный порог для должностного оклада педагогического работника низшей квалификации в 4 прожиточных минимума, что, исходя из сегодняшних реалий, составляет около 6500 гривен. Правда, все это случится в лучшем случае через пять лет, и то если позволит экономическая ситуация.
«Для этого нам надо 69 млрд. грн. Понятно, что это нельзя сделать одномоментно. В законе сейчас предложено это сделать до 2023 года. Возможно, нужен и более длительный период времени, ведь это зависит от экономического роста в стране», – говорит Гриневич. «Мы и так в этом году подняли зарплату учителям на 50%, и в следующем году в бюджет по программе заложено еще 25%», – добавляет она.
Необходимость заложить в госбюджет средства на повышение зарплат учителям отмечали и народные депутаты. По словам Ярослава Москаленка («Воля народа»), хотя сейчас и принято негативно говорить о периоде до Независимости, но мотивация для учителей тогда существовала. «Сегодня же государство откинуло учителя на нижнюю ступеньку социальной лестницы, сделало его нищим, – говорит он. – Учитель сегодня, как украинский доброволец в 2014 году – без бронежилета и в одних туфлях».
Экзамен для учителя
Новый закон несет учителям и новые вызовы. В частности, внедряется добровольный процесс сертификации, в случае прохождения которой учителю гарантируется надбавка к зарплате в размере 20%. Вместе с тем закон не отменяет и необходимость прохождения учителями аттестации, которая, как и сейчас, должна осуществляется каждые пять лет.
Некоторые политики, впрочем, считают такую систему слишком сложной для учителей, которых и так государство не балует. «Давайте хотя бы предусмотрим, что если учитель прошел сертификацию, то она приравнивается к аттестации, чтобы не гонять каждый раз учителя через постоянные аттестации и сертификации. Это будет означать, что если сертификация пройдена, то считается, что и аттестация пройдена, и не надо ее проходить еще раз», – предлагала Юлия Тимошенко («Батьківщина»).
Впрочем, ни ее правка, ни какая-либо другая из зачитанных в тот день в парламенте принята не была. Парламентарии и в этот день не изменили своей традиции и собрались в достаточном количестве лишь под конец заседания, в аккурат к голосованию за законопроект в целом.
Камень преткновения
Самым горячим вопросом вторника стал вопрос языка учебного процесса. Вот уж где нардепы смогли размяться в красноречии, посоревноваться в патриотизме, и каждый, без сомнения, был экспертом. В целом все сводилось к диссонансу того, как все есть и как хотелось бы, чтоб было. Хотелось, чтобы языком преподавания во всех школах был украинский. На деле же получалось, что дети из мест компактного проживания национальных меньшин (румун, венгров, крымских татар), не знающие украинского языка с рождения, при введении такой нормы не смогут учится в школе.
Инициатором поправки про государственный язык как едино возможный язык преподавания выступила Оксана Билозир (БПП). «Если бы 26 лет назад мы руководствовались именно такими нормами, как моя поправка, то до сегодняшнего дня Украина бы была единой, и мы не имели бы войны на востоке Украины», – заявила она. С Билозир согласился и внефракционный Андрей Ильенко: «Война началась в том числе из-за того, что не было украинских школ на Донбассе и в Крыму, что там была тотальная русификация. Туда прежде всего пришла война, туда пришли российские танки. А там, где есть украинский язык, туда российские танки не пройдут».
После консультаций, проведенных в перерыве между заседаниями, депутаты согласовали, что лицам, которые принадлежат к национальным меньшинствам Украины, гарантируется право на учебу в коммунальных заведениях для получения образования (наряду с государственным) языком соответствующего национального меньшинства. Это право реализуется через классы (группы) с учебой языком соответствующего национального меньшинства наряду с государственным языком.
Кроме того, в заключительных положениях закона установлено, что лица, которые принадлежат к коренным народам, национальных меньшинств Украины и начали получение общего среднего образования до 1 сентября 2018 года, до 1 сентября 2020 года продолжат получать это образование в соответствии с правилами, которые действуют к вступлению в силу данного закона с постепенным увеличением количества учебных предметов, преподаваемых на украинском языке.
Без существенных изменений остались такие важные вопросы, как закрытие школ в сельской местности, которое некоторые депутаты предлагали проводить только с разрешения местных громад, или финансирование профтехучилищ, которое было переброшено на местные органы власти. Из текста законопроекта, принятого в первом чтении, исчезла норма про бесплатное питание учеников 1-4 классов, а гарантии медицинского обслуживания педагогических работников были заменены на гарантии профилактических осмотров.
«Если говорить о сокращении школ или учителей, то дело не в реформе, дело в демографическом спаде, который происходит в Украине, – говорит Лилия Гриневич. – К сожалению, у нас каждый год уменьшается количество выпускников». Но это с законом никак не связано, считает она.