Роман Борисенко, директор департамента персонала Нацбанка
Роман Борисенко, директор департамента персонала Нацбанка

Интервью с директором Нацбанка по персоналу

Работа директора департамента персонала НБУ Романа Борисенко заметна не только в новостях, но и в очереди в нацбанковскую столовую. «Свежей крови» все больше. Молодые, продвинутые, свободные, активные. Именно таких ищет Борисенко. Есть у него и менее приятная задача. За этот год из Нацбанка нужно уволить 6 000 сотрудников.

Борисенко рассказал Hubs и о «свежей крови», и о реформах в НБУ.

Свободный поиск

Какая мотивация у тех, кто хочет работать в Нацбанке?

Профессиональный вызов, за ним идут патриотизм и возможность отдать свой опыт банку банков. Практически каждый кандидат говорит, что НБУ – это совершенно другой уровень.

В январе депутаты ограничили зарплаты чиновникам. Запрет снимается только с 1 апреля. Как это повлияло на претендентов?

В этот период мы набирали на будущее. Договаривались с человеком и ждали, когда закон отменят. Есть люди, которые бросили свои предыдущие места работы и пришли в НБУ на гораздо меньшее вознаграждение. Здесь мотивация скорее патриотическая.

Давайте откровенно, в Киеве за те деньги, на которые сейчас предлагаются, честно прожить невозможно. Мы хотим быть честными. Я все-таки думаю, что где-то местами коррупция все еще в НБУ осталась, мы хотим ее искоренить.

Как?

Нельзя принимать решения на миллионы или даже сотни миллионов гривен и получать зарплату в 5 000 гривен. Во-первых, должна быть достойная компенсация. Во-вторых, контроль со стороны организации. Нужно так отладить процессы, чтобы построение коррупционных схем стало невозможным, переходить на коллегиальные решения.

Какой должна быть зарплата у чиновника НБУ, чтобы он перестал брать взятки?

Назвать какие-то вилки не могу. Мы сейчас пересматриваем систему оплаты труда. В госслужбе базовая заработная плата составляет 20-40% совокупного дохода, остальное — премии. Во всем мире — наоборот, на зарплату приходится 70-80%. Мы также хотим постоянный доход сделать превалирующим. Во второй половине 2015 года должна быть уже внедрена новая система оплаты труда.

Опишите новичка в НБУ. Кто эти люди?

Возраст директоров департаментов и выше 35+ лет. Начальники управлений и ниже — от 30 до 40 лет. Английский, пятилетний опыт работы по своему функциональному направлению в крупной компании; лидер изменений; нетерпимость к рутине и бюрократии; может изменить внутренний процесс коммуникации; готов внедрять новые технологичные решения; понимает, как работают современные технологии, обеспечивающие горизонтальные взаимодействия внутри организации. Они должны иметь опыт работы в организации, которая уже построила то, что в НБУ нам только придется построить.

Много из пришедших ранее работали в Райффайзен Банке Аваль. Почему так?

Если считать вместе со мной, то начиная с 2014 года в центральный аппарат НБУ пришло четверо «авалевцев/райффайзеновцев». Но из UniCredit может быть и больше. У нас нет избирательного принципа, что берем людей только из определенных банков. Это говорит о релевантности уровня развития этих организаций. Плюс — не все хотят идти работать в НБУ.

Роман Борисенко

Роман Борисенко

Какой процент отказывает?

К примеру, на замещение вакансии директора департамента розничных платежей было в списке 7 кандидатов. Это был прямой поиск. Из них сразу же отказались четыре человека.

Какой средний возраст персонала сейчас?

Средний возраст персонала — 45 лет. Нам нужно омолаживать коллектив, давать возможность приходить в него людям от 30 до 40 лет. Когда пришел в Нацбанк, меня удивила достаточно высокая доля мужчин. Для банковской индустрии в целом это несвойственно.

Будете «разбавлять» их женщинами?

У нас нет гендерных предпочтений. Самое главное – профессионализм.

Ищете новых людей по рекомендациям или по резюме тоже?

Кандидаты на руководящие должности, как правило, сами работу не ищут. Они хорошо пристроены в крупных организациях с хорошими компенсационными пакетами. Во всем мире таких людей ищут через прямой поиск, и мы — не исключение. Специалистов на рядовые должности ищем в пассивном формате через сайты по поиску работы или сайт Нацбанка. Формируем сначала long list, потом short list, затем отправляем на собеседование с профильным руководителем.

В декабре прошлого года НБУ опубликовал на сайте вакансии даже на зампредседателей. Какой был отклик?

Был полный аншлаг. С декабря 2014 по март 2015 на открытые в НБУ вакансии было подано 1293 резюме.

Вас устроили эти резюме?

Условно соответствовали (часть из них принята) 348. Эти кандидаты попали в long list. Кадровый резерв (теоретически могут подойти на другую вакансию, некоторые приняты) — 222. Не подошли – 723.

Лишние люди

Параллельно Вы сильно сокращаете персонал.

Да, мы не только набираем, но и сокращаем персонал. В центральном аппарате мы пересматриваем штат. Благодарим пенсионеров и просим уйти, заменяя новыми людьми. Выясняем, кто эффективен, а кто работает с меньшей отдачей.

В чем основная проблема с персоналом Нацбанка?

В коммерческих банках приходится бороться с огромной текучкой кадров. Это — одна крайность. В НБУ — другая крайность, текучки почти нет. 20 лет назад в Нацбанк пришли молодые 30-летние специалисты и остались навсегда. Замещения персонала, движения, вливания свежей крови практически не было. Было на рынке плохо, в НБУ текучесть была нулевая, было на рынке хорошо – тоже никто не уходил.

Будете разрушать идеальные условия для персонала?

Мы заинтересованы, чтобы у нас персонал долго работал. Но я не уверен, что мы хотим, чтобы он работал у нас до конца жизни. Хочется, чтобы в Нацбанке получали опыт и через какое-то время уходили в рынок, чтобы применить его, развивая банковскую систему. Раньше сотрудник НБУ не был интересен рынку. Он не видел, как процессы происходят там, был замкнут в каком-то своем пространстве. Мы хотим создать такие условия и дать опыт, за который рынок будет бороться.

Роман Борисенко в своем кабинете

Роман Борисенко в своем кабинете

Вы объявили сокращение персонала НБУ с 11 000 до 5 000 до конца года. Успеете?

Думаю, да. Люди по определенным функциям — лицензирование, валюта, контроль — предупреждены. В этом месяце мы, к сожалению, будем с ними прощаться. У нас происходит централизация процессов, мы массу функций забираем с территориальных управлений на четыре центральные управления (хабы). Планируется четыре точки: Киев, Одесса, Днепропетровск и Львов. Сейчас работаем над пилотным проектом в Днепропетровске. Там создается восточное территориальное управление. Завершить пилот планируем в этом месяце. Дальше начнем такую же работу в Одессе, Львове и Киеве.

Насколько будет сокращен центральный аппарат?

Сейчас в центральном аппарате работают около 1600 сотрудников, из них 1400 — в трех корпусах на Институтской. К концу года планируем сократить 25% персонала. Больше пострадают территориальные управления и структурные подразделения. Там численность персонала сократится вдвое. Сокращения центрального аппарата – этап №2. Нам для начала нужно тут так построить процессы, чтобы быть полностью готовыми принять функции территориальных управлений.

Со стороны кажется, что Вы все делаете очень медленно.

Поверьте, изменения у нас идут очень быстро. В Райффайзен Банке Аваль мы этот процесс проходили 5 лет. В НБУ поставили себе план пройти за год. И это при том, что здесь, в отличие от корпоративного бизнеса, много операционных, технологических проблем и бюрократических проволочек.

Будете обучать своих опытных сотрудников?

Мы меняем академический формат обучения на более прикладной, основанный на выработке навыков. Внутренние тренера и внешние провайдеры будут проводить тренинги для всего персонала. На 23-24 мая у нас запланирована стратегическая сессия для топ-менеджмента. Планируем ее провести с участием ведущих украинских специалистов и авторов, разработавших стратегию Украины-2020, известных глав центробанков других стран.

Когда будет точка невозврата в реформах Нацбанка?

Мы быстро собираем команду, которая должна изменить НБУ. И эти изменения уже потихоньку становятся необратимыми. Мы уже не можем вернуться к структуре НБУ, которая была полгода назад.

Вы передаете подопечные вам вузы Министерству образования. Почему?

НБУ содержит два вуза: Университет банковского дела и Украинскую академию банковского дела, в которых работают 1400 сотрудников. Ранее у нас в государстве была практика, при которой почти каждое министерство и ведомство имело в своем управлении определенные вузы. Но можно ли назвать образование профильной деятельностью НБУ? Нет! Все в государстве должно быть построено по принципу характерности и профильности управления. Поэтому и НБУ, и другие ведомства и министерства сейчас все свои учебные заведения передают Минобразования.

Какую проверку проходят сотрудники НБУ перед вступлением на должность?

По законодательству предусмотрена специальная проверка. Подаются запросы в ряд министерств, чтобы подтвердить подлинность дипломов, медицинской справки, налоговой документации. МВД проверяет, привлекался ли человек к уголовной ответственности. Я не вижу в этой проверке добавленной стоимости. Это затягивает процесс найма. Мы планируем развить направление внутрибанковской, в том числе кадровой безопасности. Но спецпроверку пока должны проходить все и пока случаев, что кто-то не прошел, не было.

Кто нанимает на работу HR?

Если глава НБУ – это квота президента, то HR – это квота главы. Я собеседование проходил с Валерией Гонтаревой и Александром Писаруком, с которыми ранее не был знаком. Назначение проходило очень быстро, я пришел на собеседование и меня, можно сказать, не выпустили (смеется).

Какая Ваша мотивация?

Когда заходишь в НБУ, чувствуешь, что в организации долго не было изменений, которые ей очень нужны. Здесь много можно поменять. Я вижу свою способность, возможность и желание это сделать, используя опыт «Аваля». НБУ – это банк банков. Я хочу изменить представление о Нацбанке и его персонале.

коментаря;

  1. Mindbender UA said:

    Удивительная «искренность» в словах этого чинуши. Например, его слова «…Они должны иметь опыт работы в организации, которая уже построила то, что в НБУ нам только придется построить.» — что же, интересно, построил такого Райффайзен Аваль? Кроме многомиллионных убытков, раздутого штата, воровства сотрудников у своих же акционеров, и … паразитировании на таможенных платежах? Этот лысый чинуша — олицетворение первоклассного лицемерия. Отбор проводился по простому принципу — на основе блата и кумовоства.

    • Aleksandr Pupchenko said:

      пластинку смени, или тебе уведомление дали, а другого навалить на человека не можешь? Я работал в Райффайзене и там был полный порядок, удобно и комфортно работать, прозрачное отношение к людям, как в Европе, а не на рынке, где ты работаешь!

      • Scales Denny said:

        А хамству ТЕБЕ також в Авалі навчили? Якщо ТИ там працював,то цей банк від ринку нічим не кращий.
        А коментарі і підходи цього чоловіка зі статті нічого спільного не мають з Європейськими… Нажаль.

        • Aleksandr Pupchenko said:

          дорогой, а ты читал первый камент? если судить, что чел проработал пару месяцев в гос органе и уже автоматом стал «чинушей» — то извини, далеко пойдем. Позвали хоть кого то кто о цифрах думает и принимает решения для эффективности, а он, оказалось, чинуша. А по Авалю — многими услугами пользуешься? есть сравнение с другими банками? (я 3 года правда уже не их клиент, далеко отделения, могли и скурвиться, но работать там можно как белому человеку, не то что в «госбанке» Эксиме, поверь мне)

    • Aleksandr Pupchenko said:

      какой он нахрен чинуша, если ни дня не работал в госорганах? А в госструктуру привносит принцип эффективности и справедливой оплаты труда….

*

Top