Народный депутат считает, что необходимо создать один закон в этой сфере
В Украине дальше разговоров об урегулировании вопроса относительно легитимизации игорного бизнеса дело пока не продвинулось. Более того, на практике не реализуются даже действующее законодательство. Например, еще в 2012 г. был принят новый закон «О государственных лотереях». Но Министерство финансов до сих пор не приняло Лицензионные условия для организаторов государственных лотерей, как было записано в законе. Компаниям – операторам гослотерей – просто продлили «старые» лицензии.
По факту, рынок гослотерей сильно «тенизирован». Отчисления в госбюджет – низкие. Это при том, что в госреестре официально зарегистрировано свыше 160 гослотерей. Да и в целом рынок азартных игр (несмотря на их официальный запрет) продолжает процветать в «тени». При этом, две компании – организаторы гослотерей в Украине – и вовсе попали под экономические санкции от СНБО в связи с российской агрессией. Тем временем в парламенте безуспешно пылится с десяток депутатских законопроектов о детенизации рынка лотерей и азартных игр. Правительственный же законопроект в Верховную Раду так и не поступил.
С вопросами о том, с чем связана задержка с утверждением новых Лицензионных условий для операторов рынка гослотерей, Hubs направил информационный запрос в Минфин. Ответ министерством еще готовится (пока прошло всего чуть больше двух недель). В телефонном комментарии руководители Минфина отвечали сдержанно, ссылаясь на то, что ответы на наши вопросы еще в стадии подготовки, и что, мол, сложно урегулировать рынок при беспомощности парламента.
Поэтому Hubs расспросил об этой проблеме председателя профильного парламентского Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нину Южанину (фракция БПП):
— Почему, на Ваш взгляд, происходит снижение отчислений в госбюджет от деятельности компаний по организации гослотерей? Какими были эти отчисления в 2016 г.? Какой доход может получать госбюджет при легализации рынка?
— По цифрам я сейчас не готова говорить… Мы в прошлом году пытались (урегулировать вопрос с лотереями – Ред.) и я думала, что Министерство финансов подаст и зарегистрирует законопроект относительно урегулирования в целом игорной деятельности в Украине, и в этом документе должно было быть какое-то концептуальное изменение в части лотерей.
Однако этот законопроект не зарегистрирован и не был обнародован. Поэтому на сегодняшний день мы можем сказать, что по тому количеству законопроектов (об игорном бизнесе – Ред.), которые уже есть в Комитете, есть необходимость рассматривать и говорить дальше с правительством относительно их планов по этому вопросу на текущий год: есть ли у них наработки, есть ли видение, как можно поступать в части государственных лотерей и других видов игорного бизнеса.
Необходимо все-таки создать один закон для того, чтобы не происходило «перетекания» одного вида (деятельности – Ред.) в другой, осуществлялся бы полный контроль и так далее. Однако на эту тему мы еще не общались ни с Министерством финансов, ни с кем (в Кабмине – Ред.).
— Связаны ли низкие доходы в госбюджет от деятельности гослотерей с тем, что в Украине не приняты новые Лицензионные условия? И смогут ли компании с российским капиталом, которые попали под экономические санкции, работать в Украине после принятия новых Лицензионных условий?
— Сейчас – нет! Я так понимаю, те компании, которым запрещено работать в связи с экономическими санкциями, они де-юре не работают в Украине, а де-факто – не знаю.
— Докладывали ли представители Минфина на каком-либо из заседаний Вашего комитета о причинах того, почему до сих не приняты новые Лицензионные условия для проведения гослотерей?
— Вы знаете, они не поясняют, почему происходит затягивание. Хотя в преддверии принятия бюджета-2017 были обещания (со стороны Кабмина – Ред.), что мы (в ВРУ – Ред.) будем рассматривать этот законопроект, потому что он является бюджетообразующим, но мы его в итоге так и не рассмотрели. И более того, он не был даже зарегистрирован. Поэтому сейчас больше вопросов, чем ответов.
— Какие шансы, что парламент в нынешнем году может внедрить новое законодательство в сфере азартных игр, и какие именно базовые предложения по детенизации рынка имеют перспективу?
— Я не могу сейчас этого озвучить. Потому что необходимо еще раз взять те законопроекты, с которыми мы работали, и хотя бы выслушать мнения экспертов, работавших с нами на площадке (комитета – Ред.), речь идет о мнении депутатов-авторов законопроектов и экспертов. Мнение Кабмина не совпадало с нашим (во время прежних обсуждений – Ред.), и свою работу они делали отдельно от депутатского корпуса.