ГФС под влияниям разоблачений в СМИ делает для галочки ритуальные движения по проверке этих схем
Два месяца назад Hubs писал об огромных, на десятки миллиардов гривен, суммах фиктивного налогового кредита, которые были «отмыты» через сельхозпроизводителей. Согласно имеющейся информации, во втором полугодии 2015 г. через них было легализовано до 21 млрд грн «схемного» налогового кредита.
Как выяснилось, руководство Государственной фискальной службы (ГФС) решило заметить проблему через два месяца после окончания процесса легализации фиктива. В связи с чем в конце февраля 2016 г. в региональные управления ГФС ушли письма с перечнями рисковых сельхозпредприятий. Это случилось после совещания, состоявшегося 25 февраля. Еще через полмесяца, 17 марта, было подписано распоряжение ГФС №71-р «О проведении проверки», которым предусматривалось проведение проверок уже территориальных органов ГФС по вопросам отработки рисковых сельхозпредприятий.
И вот 11 мая пришла пора подбивать итоги этих проверок в стиле Пушкина: «О сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух». Именно в этом духе выдержана докладная записка от 11.05.16 г. «О результатах проверок» директора департамента внутреннего аудита Ю. Бондаря на имя главы ГФС Романа Насирова (см. копию документа в конце публикации).
Как выяснилось: «По результатам проверок установлено отсутствие обобщенных материалов по отработке сельскохозяйственных предприятий, доведенных департаментом мониторинга доходов и учетно-отчетных систем территориальным органам для исследования финансово-хозяйственной деятельности и принятия комплекса мер по недопущению регистрации ими налоговых накладных». Чтобы узнать, что соседний департамент не отправлял в регионы каких-то общих рекомендаций, нужно было выехать в командировку в два десятка областей! Степень неразберихи в ГФС просто зашкаливает! Хотя, скорее, дело все же не в беспорядке, а в намеренных действиях – причем не руководителей департаментов, а руководства ГФС.
Результат вообще-то должен был быть предсказуем, но для аудиторов ГФС стал откровением: «Установлено отсутствие единого комплексного подхода/алгоритма в отработке сельхозпредприятий, которые пополнили счет в системе электронного администрирования НДС (СЭА НДС), и определенных критериев, по которым предприятие считается отработанным». То есть мало того, что ГФС позволяла в течение полугодия (!) беспроблемно заниматься легализацией фиктивного налогового кредита по НДС в рамках СЭА и заметила проблему только через два месяца после окончания этого славного процесса, так еще и после этого предложила на местах что-то как-то отработать по принципу «кто в лес, кто по дрова»!
В результате выяснилось, что фискалы в регионах могли просто заниматься неким «углубленным анализом показателей деятельности сельхозпредприятий», могли составлять заключения «об отсутствии оснований для подтверждения реальности осуществления хозяйственных операций», могли давать примитивные отписки, а могли даже предоставлять письма «о подтверждении реальности осуществления хозяйственных операций». Это все при том, что и на местах, и в центре прекрасно знают, кто именно занимался «отмыванием» фиктивного кредита – кратное его увеличение просто невозможно не заметить.
Но, думается, «тренировать» будут теперь как раз тех, кто либо не участвовал в процессе, либо играл понемногу, давая возможность своим «рогам и копытам» замести следы.
В конечном итоге вся проверка превратилась в массовое дуракаваляние: «Установлено, что территориальными органами ГФС не осуществлялись меры по исследованию источников зачисления средств на счет в СЭА и причин такого пополнения, их целевого использования, наличия производственных мощностей для обеспечения соответствующих объемов поставок, а также правомерности пребывания указанных налогоплательщиков на специальном режиме НДС». То есть не делалось вообще абсолютно ничего, кроме заметания следов!
Некоторые примеры этого процесса впечатляют. Например, незамеченное фискалами ПАО «Кожуховское» Васильковского района Киевской области пополнило счет СЭА на 122 млн грн (а конкретно в декабре 2015 г. – более чем на 100 млн грн), что превышает среднемесячные показатели предприятия более чем в 20 раз. Только в декабре субъектом выписано налоговых накладных на сумму 48,6 млн грн. НДС по поставке яиц в количестве более 1 млрд шт.
Другой пример – ООО «Чистая криница» Полтавского района Полтавской области 14.01.16 г. пополнило счет СЭА на 80 млн грн и в этот же день зарегистрировало налоговые накладные с датой выписки 31.12.15 г. в пользу Ново-Санжаревского элеватора. При этом его поставки в декабре 2015 г. якобы составили 437,2 млн грн, в 2,7 раза превысив общие объемы поставок за январь-ноябрь 2015 г. Эти странности тоже остались не замечены фискалами.
Таких примеров в докладной записке — море. Результат же всех этих «находок» поистине анекдотичен. По некоторым руководителям местных ГНИ (но ни в коем случае не областных главных управлений ГФС!) инициировано перед комиссией по рассмотрению дисциплинарных дел возбуждение дисциплинарных производств. Другие отделались совсем просто – замечаниями или предупреждениями.
Плюс директору департамента мониторинга доходов и учетно-отчетных систем Н. Чмеруку поручено все же «разработать единый алгоритм отработки предприятий спецрежима налогообложения». Из этого директора, кстати, автор докладной Ю. Бондарь очень настойчиво, но довольно топорно делает крайнего. Судите сами: в ходе проверок у г-на Бонадря не возникло никаких претензий ни к департаменту налогов и сборов с юридических лиц, который должен был видеть нарушения в режиме реального времени, ни к департаменту аудита, который должен был обнаруживать их в ходе проверок, ни к налоговой милиции, которая в теории должна предупреждать и прекращать налоговые правонарушения! Судя по документу, который родил г-н Бондарь 31 мая, добро от Насирова на привлечение к ответственности именно г-на Чмерука было получено.
И все это — за ущерб бюджету в размере 21 млрд грн! Речь идет о миллиарде долларов по курсу конца прошлого года! Напомним, ожидаемый транш кредита МВФ, видимо, составит ровно такую же сумму. Ради получения этого миллиарда власть принимает законы, которые ухудшают социальное положение людей и увеличивают фискальную нагрузку на бизнес, принимает ряд других непопулярных и сомнительных решений. В конце концов, ради этого миллиарда в два раза повышаются тарифы на тепло и горячую воду, а на газ тарифы и вовсе повышаются многократно!