В фокусе иноСМИ: опасность активизации российской агрессии, украинская коррупция, последствия референдума в Нидерландах
На уходящей неделе говорили о классических для западного медиапространства украинских темах, в частности, это: опасность со стороны России, коррумпированные власть и общество, безвизовый режим и Ассоциация с ЕС. В то же время, спустя десятки материалов об украинской коррупции, описанных Hubs в еженедельных обзорах, центр Сarnegie Europe смог предложить интересный и исчерпывающий материал, посвященный все той же болезненной для Украины теме. Hubs собрал наиболее интересные мысли на этот счет, высказанные в зарубежных масс-медиа.
Украина после Сирии
После вывода российских войск из Сирии не утихали разговоры о возможном продолжении военных действий на Востоке Украины. Foreign Policy с немалой долей уверенности и со ссылкой на Пентагон пишет, что Россия может продолжить борьбу в Сирии и Украине на протяжении еще двух лет.
В самом начале материала издания о международной политике описывается уровень отношений между Россией и НАТО, который по-прежнему не заслуживает лучшего эпитета, чем «холодный». «Встреча в Брюсселе в эту среду должна была растопить лед в таких вопросах как Украина и Сирия и снять напряженность из-за стран Балтии, но дело не зашло далеко», — пишет Foreign Policy. Как оказывается дальше – главным противоречием, по которому стороны не смогли прийти к общему знаменателю, оказалась Украина. Точнее, проблемы возникли с признанием вины за украинский кризис.
Foreign Policy со ссылкой на высокопоставленного чиновника в Пентагоне пишет, что война на Востоке Украины продолжается, а 7000 российских военных до сих пор находятся в Украине, консультируя пророссийских сепаратистов и непосредственно участвуя в военных действиях. «Вмешательство России в сирийский военный конфликт для поддержки режима Башара Асада не нанесло большой урон по способности Украины поставлять вооружения в Украину. В прошлом году Россия поставляла новые ракетные пусковые установки, артиллерийские вооружения, беспилотные летательные средства, передовое радиоэлектронное оборудование для Востока Украины», — пишет Foreign Policy. Также в издании используют прямое цитирование своего анонимного источника: «Уверен, что Россия может с легкостью продолжить осуществлять поставки в ближайшие 24 месяца, даже если цены на нефть останутся низкими и российская экономика продолжит стагнировать».
Также в издании отмечают, что не смотря на объявление о выводе российских войск из Сирии, вместо этого Москва только отправила более современные вертолеты в зону боевых действий, а частота ежедневных авиаударов остается прежней.
Украинская культура коррупции
Центр Carnegie Europe, основной задачей которого является анализ внешней политики Брюсселя, нечасто посвящает материалы Украине. Еще реже они выводятся в топы поисковых систем и социальных сетей. Зато материал о культуре украинской коррупции, который был частью проекта «Реформируя Украину», оказался довольно популярным.
Материал начинается без особого позитива. «Коррупция – неправильное слово, чтобы описать состояние дел в Украине. С тех пор, как Украина получила независимость в 1991 году, коррупционная практика стала правилом, по которому жило государство. Украинская политическая система лучше всего описывается как захват государства», — пишет автор статьи, британский журналист Томас де Ваал.
Печальное начало статьи, тем не менее, вскоре переходит в более оптимистический тон. Автор отмечает, что постмайдановские власти Украины все же достигли успехов в нескольких отраслях: полицейской реформе и в вопросе государственных закупок. «Союз с ЕС и другими международными партнерами, работа с общественными организациями и некоторыми реформаторами в правительстве облегчили этот процесс», — пишет Carnegie Europe.
Названия подразделов в материале говорят сами про себя: «Коррупция в Украине: системная проблема», «Правовая система», «Возврат активов», «Парламентский курс». Краткие выводы из этого довольно основательного анализа можно очертить так. Во-первых, коррупция в Украине – системная проблема. Она была ранена во время Евромайдана, но, к общему сожалению, выжила. Самая важная задача – искоренение культуры коррупции в обществе. «Это произойдет тогда, когда изменятся госаппарат и судебная система», — пишет Carnegie Europe. Во-вторых, судебная власть, прокуратора и в особенности – парламент, продолжают быть центрами старых коррупционных практик. По словам автора статьи, именно реформирование этих трех ветвей власти должно быть сейчас в приоритете. «У формирования антикоррупционных агентств есть свои плюсы и минусы. Главный вопрос в том, чтобы они стали ключевыми институтами в стране, а не придатками к системе», — пишет Томас де Ваал.
Позор Нидерландам
Издание Atlantic Council часто пишет материалы об Украине. Зачастую с открыто проукраинской позицией. Материал на уходящей неделе о референдуме в Нидерландах не стал исключением из этого правила. Заголовок «Стыдно, Нидерланды» говорит сам за себя. Уже в начале материала автор критикует тех, кто проголосовал в пользу «нет», цитируя аргументы их противников: если кто-то голосует в пользу «нет», то пусть он сначала найдет Украину на карте.
«Соглашение об Ассоциации в основном касается торговли. Это даст Украине шанс модернизировать свое производство советской эпохи и выйти на мировой рынок, а гражданам ЕС – много инвестиционных возможностей в Украине. Другими словами, сотрудничество предоставляет Украине путь выхода из бедности и зависимости от России», — пишет Atlantic Council.
Издание пытается разрушить мифы и насчет перспектив безвизового режима, в частности того, что соглашение откроет границы ЕС для украинцев.
Факта коррумпированности Украины Atlantic Council, конечно, не отрицает: «Украина действительно коррумпирована, но именно это и должен был исправить Евромайдан. […] Более тесные связи с ЕС – гарантия для этого».
И, конечно, как в любом классическом примере материалов об украинской коррупции, в Atlantic Council говорят о реформах. «Болезненные реформы стали реальностью во многих посткоммунистических странах именно из-за перспектив членства в ЕС. Например, благодаря давлению при условии либерализации визового режима», — пишет Atlantic Council об обоюдной мотивации для Украины и ЕС.