Леонид Кравчук
Леонид Кравчук, фото: "Радио Свобода"

Первый Президент Украины рассказал также о том, почему украинская власть не готова к коалиции и культуре управления

Первый Президент Украины Леонид Кравчук в интервью Hubs рассказал о том, почему украинская власть не ощущает биение пульса общественных ожиданий и не желает осознавать, во что может вылиться недовольство граждан процессами, происходящими на властном Олимпе и отражающимися на их будничной жизни.

— Сегодня многие горячие головы, в силу тех или иных причин получившие статус народного депутата, говорят, что Украину ожидает турецкий сценарий, а именно — военный переворот. Что вы думаете по этому поводу, насколько это реально в принципе?

— Событий, которые произошли в Турции, у нас не может быть по своей природе, поскольку у нас многонациональное государство, а у турков — монодержава.

— Это так, но с какой целью некоторые политики, пришедшие к власти после Евромайдана, искусственно (субъективное мнение – авт.) расшатывают обстановку в стране?

— Какие у нас могут быть основания для переворота? Есть граждане, которые поклоняются России, есть граждане, поклоняющиеся только себе и долларам, а есть небольшая часть представителей политической интеллигенции, которая служит Украине.

К сожалению, откровенно вам скажу, людей, относящихся к последней категории, очень и очень мало. Однако должен отметить, что народ уже принял Украину как независимое государство и главная причина бунта, путча — смена власти.

— Вы единственный президент независимой Украины, который по собственной инициативе, бросая прежде всего вызов обществу, отказался от своих полномочий. Адекватно ли в условиях колоссальных потрясений ведет себя нынешняя власть?

— Как человек, я сегодня переживаю горесть и боль, потому что мне очень хотелось, чтобы произошедшее в 1991 году наконец-то начало работать. Но как политик, я понимаю, что Украина имеет внутренние проблемы и, кроме того, является страной, уязвимой, подверженной внешним влияниям. А это большое препятствие на пути к реформации и становлению государственности.

На днях я вернулся из Польши, где проходила международная конференция, посвященная 25-летию независимости Украины. Ранее подобное мероприятие проходило в Литве, вероятно, пройдет и в США. То есть в этот год во многих странах мира проводят мероприятия, посвященные юбилею украинской независимости, и где бы я ни был, местные политики и рядовые граждане выступают и говорят: «Спасибо, что в 91-м это было сделано, и мы сейчас идем путем перемен».

А что мы видим у нас? Три страны, которые инициировали изменение систем правления в восточных и западных частях Европы, просто молчат, как в рот воды набрали. Но иногда, как говорится, лучше и помолчать.

Путин сказал, что Беловежские соглашения — наибольшая драма конца XX  столетия. Украина все время повторяет, что мы только сейчас, спустя десятилетия, начали бороться за независимость. Настоящую независимость. То есть у них есть настоящая и не настоящая независимость…

— Не знаю, согласитесь ли вы с моим мнением о том, что независимость на нас упала фактически с небес, нам нужно было просто раскрыть ладошки и поймать ее. Но поймать — не означает удержать и ценить. Вы согласны, что это — один из ключевых факторов наших многочисленных бед?

— Возможно, тут есть доля правды, но, простите меня, если бы осознание того, что мы независимы, можно было бы развить в первые два-три года после провозглашения независимости, все было бы по-другому. Недавно, кстати говоря, в Беловежской Пуще была встреча с ровесниками независимости Украины. Им 25 лет, это взрослые люди, у которых уже есть свои семьи, которые успели родить своих детей и т.д.  Символично, что в зале сидели 25 человек. Так вот я вас хочу заверить: они не думают, что независимость упала на нас с небес.

Леонид Кравчук

Леонид Кравчук: «Откровенно говоря, мы не готовы не только к коалиционной работе, мы вообще не готовы к культуре управления, к ответственности, к тому, чтобы говорить людям правду, действовать справедливо».

— О чем же они, по вашим ощущениям, думают?

— О том, как пройти все экзамены жизни. О том, как изменить мировоззрение украинцев и европейцев.  Поэтому я бы не был столь категоричен в оценках. Если вы спросите взрослых людей, пожилых и молодежь, все они в унисон задают два ключевых вопроса: «Как улучшить уровень жизни? и Как сделать так, чтобы Украина стала частью европейского сообщества согласно всем канонам свободы, независимости и демократии?». Вот вам и ответ. Однако весь цивилизованный мир это понял и принял, а мы никак к этому не придем.

— Мы – это…?

— Беларусь, Россия и Украина.  Дело в том, что мы никак не хотим понять, признать и осознать, что иного пути, кроме как того, который мы проложим собственными усилиями, не существует. Мы все время надеемся, что кто-то нам поможет. Никто! Только мы!

Вот посмотрите на нашу власть и проанализируйте ее риторику. Они говорят: «Мы посещаем страны Запада, они нас поддерживают». Складывается такое впечатление, что если бы они нас не поддерживали, мы бы давно развалились. То есть мы не хотим брать ответственность за все происходящее на себя.

— А каким образом эту абстрактную в Украине категорию, как политическая и гражданская ответственность, можно материализовать?

— Все предельно просто. Вы, например, получили от народа полномочия, которые измеряются в конкретных статьях конкретных  законов. И в данном случае ты берешь перед Богом и перед народом обязанность выполнять предоставленные полномочия на все 100%.

Если это в силу тех или иных причин невозможно, либо уходи в отставку, либо открыто говори, кто тебе мешает. А сегодня, когда читаешь мнения разных политиков из различных политических сил, складывается впечатление, что у нас все «парашютисты». Кто-то договаривается с Москвой, кто-то еще с кем-то, потому что имеет свои бизнес-интересы… Это не мое мнение, это СМИ под таким соусом подают информацию. И очевидно, что во многих случаях небезосновательно.

— Отделить бизнес от власти. Это притча в языцех. Но, перефразируя, мы видим, что все течет, ничего не меняется. Почему? Почему у власти не срабатывает инстинкт самосохранения, в конце концов?

— Очень сложный вопрос. Отвечу коротко. Потому что не каждый политик — государственник. Откровенно говоря, мы не готовы не только к коалиционной работе, мы вообще не готовы к культуре управления, к ответственности, к тому, чтобы говорить людям правду, действовать справедливо во имя государства, народа и своей земли. Мы не готовы к этому!

Сейчас к власти приходят популисты, у которых одна цель — решить свои персональные вопросы. Да, есть исключения, но это капля в океане. Прискорбно, но факт: у нас нет настоящей украинской патриотической элиты. Есть отдельные островки, отдельные люди, которые бьются над вопросами государственности, независимости и европейского выбора. Эти люди не просто, как стадо, идут за другими, но и понимают глубину проблем, делают все для того, чтобы развитие нашего государства было честным и достойным.

Дальше — больше. Мы сейчас даже не знаем, какая модель управления будет нам служить. Мы наполовину демократы и не хотим царя, не хотим американской формы правления, где все решает президент. Мы хотим, чтобы не гарант Конституции нами управлял, а все по очереди… Однако, как мы видим, наша элита не готова наступить на горло собственной песне и выводить из глубокой пропасти Украину, строить новую жизнь и по ходу учиться демократии, культуре и так далее. Сейчас же президент хочет, чтобы вокруг него были холуи, которые будут постоянно твердить: все хорошо, не переживайте, отдыхайте.

— Я знаю, что вы регулярно встречаетесь с Петром Порошенко. Возможно в другой интерпретации, но говорили ли вы ему об этом?

Я это делаю посредством СМИ.  У нас мастером увольнять правительства и неугодных людей был Леонид Данилович Кучма. За время его правления сняли 19 правительств. Вдумайтесь! А сейчас все то же самое. Я думал, придет Порошенко и поймет, что у нас парламентско-президентское государство. В любом случае, есть буква Конституции, а есть дух Конституции. Дух Конституции это защита государства, защита независимости, защита родной земли. Кое-кто сегодня этого не понимает, а завтра может быть поздно.

*

Top