Крымская весна

Как полуостров прожил первую неделю оккупации российскими войсками.

Российский триколор над зданием правительства автономии, бравые солдаты в аэропорту с пулеметами наперевес и даже эскадрилья штурмовых вертолетов, проскользившая над полями степного Крыма. Это не кадры голливудского блокбастера с красивой, но какой-то уж слишком глянцевой картинкой. Так в этом году началась весна в Крыму.

Кто-то в панике бросает все и переезжает к дальним родственникам в глухую деревню, но большинство крымчан, независимо от политических убеждений, пребывают в полной уверенности, что это — чистой воды «показуха».

Захватчики или спасители

Среда, 26 февраля. Здание Совета министров, которое по сообщениям СМИ захватило более полусотни вооруженных до зубов хорошо подготовленных террористов, «блокируют» аж трое стражей правопорядка.  Отчаянных крымских милиционеров не смущает ни перевес сил в пользу противника, ни сведения о снайперах – они стоят на самом открытом месте, смеются и семечки лузгают.

Следующим утром, наплевав на оцепление, «террористы» дружно погрузятся в автобусы и беспрепятственно укатят в неизвестном направлении. Их место займут другие военные, появление которых уже не будет сопровождаться перекрытием улиц и отменой занятий в школах.

Возле Верховного совета Крыма, который также захвачен вооруженными, тем временем? развернулся масштабный пикет сторонников российского будущего полуострова. C песнями, декламацией стихов и сопутствующей «культурной» программой, после которой людей неудержимо тянет поговорить. День назад именно здесь захватчики встретили украинскую прессу светошумовой гранатой.

«Наконец-то россияне нас услышали и спасут от этих фашистов, которые собирались нас тут убивать потому, что мы говорим на русском языке», — ликует крупная женщина. На вопрос о том, где же фашисты, она рассказывает «утку» двухнедельной давности — из Киева на Крым двинулись десятки автобусов, битком набитые радикалами «с Майдана».

Фото УНИАН

Фото УНИАН

Блестящие результаты беспощадной пропаганды, развернутой в Автономии еще с появлением в Киеве студенческого Евромайдана, с удовольствием демонстрируют и остальные, заскучавшие на сыром ветру, участники пророссийского пикета.

Крымские парламентарии, тем временем, показывают неведомое доселе бесстрашие и отвагу – несколько дней кряду некоторые из них собираются в захваченном террористами здании, над которым развевается флаг чужой страны, и несмотря ни на что, работают во имя спасения Крыма.

К вечеру того же дня террористы были официально переквалифицированы в «отряды самообороны».

В чем-то подобном журналистов пытался убедить и член президиума крымского парламента Сергей Цеков, комментируя появление в международном аэропорту «Симферополь» большого количества военных, обвешанных стрелковым оружием. Правда, наличие в руках у «самобоороновцев» последней модели автомата Калашникова и амуниции, принятой на вооружение российских войск только в прошлом году, как-то не очень гармонировало с этой версией. За масками «политически сознательных» граждан легко угадывались юные лица солдат срочной службы. Все они наотрез отказывались комментировать, какими именно идеями продиктован их «общественный» порыв защитить статус Автономии.

Обилие военных, мерно патрулирующих прилегающую к аэропорту территорию, не вызвало бурной поддержки у местного населения. Сердобольные старушки из примыкающего к аэропорту поселка Аэрофлотское, правда, высказывали намерение «покормить ребят, бо они голодные», но в целом цветами никто бойцов не встречал и особой радости по поводу их появления не высказывал.

c1274a5aa4aea39fdf704014e9036531

Напротив, когда в симферопольском аэропорту были отменены первые рейсы, жители автономии возмутились. Когда же воздушное пространство окончательно закрыли, резко выросло число «патрулей» из числа сторонников пророссийских организаций, которые вежливо советовали людям не высказывать свои претензии военным.

Сомнения в том, что на территории Симферополя «заняли оборону» военные подразделения российской армии, окончательно развеялись ближе к ночи пятницы 27 февраля. На основных трассах, ведущих в город, появились БТРы, возле ворот украинских воинских частей и Штаба береговой обороны встали военные грузовики с автоматчиками, а на территорию аэродрома в Гвардейском стали прибывать военно-транспортные самолеты Ил-76. Только после этого новоназначенный представитель Президента Украины в Крыму Сергей Куницын признал, что в Крыму происходит военное вторжение РФ.

Полная боевая готовность

Жители, правда, догадались об этом еще днем ранее. К моменту, когда появилось сообщение о захвате телерадиокомпании и отрезанной телефонной связи, большинство симферопольцев уже набрали запасы воды во все имеющиеся емкости, смели на полках магазинов оставшиеся припасы. С полными баками владельцы машин и так ездят последние несколько дней.

Массовый ввод российских войск в столицу Крыма сопровождался в основном призывами в социальных сетях сохранять спокойствие, чтобы не спровоцировать гражданскую войну, и фотографированием с солдатами и на фоне чужой бронетехники.

Автоматчики в масках от съемок в основном не отказываются, однако в разговоры вступать не спешат. А вот к продуктовым магазинам проявляют весьма повышенный интерес, так что в отдельных точках резко выросли объемы продаж хлебо-булочной продукции. «Все говорят с российским акцентом и долго думают при расчетах, видимо, с непривычки тяжело пользоваться другой валютой», — делится впечатлениями реализатор одного из гастрономов в центральной части города.

В детском парке Симферополя из-за активности военных отменили празднование масленицы, но на детских площадках полно ребятни – после нескольких недель сырости в Крым наконец-то пришла весна. Свадьбы тоже никто отменять не стал. Празднично украшенные свадебные кортежи, едущие к ЗАГСу мимо многочисленных патрулей, увешанных автоматами и прочей амуницией, довольно быстро стали привычной картиной.

Не особо испугала людей и субботняя новость о том, что Совет федерации РФ дал разрешение на ввод вооруженных сил России в Украину. Толку-то переживать, если они уже давно их ввели без всяких разрешений и согласований. Людей, в особенности, крымско-татарское население, в этой ситуации беспокоят вещи куда более прозаичные, чем международное правовое основание оккупации чужой территории. Куда больше жители боятся, чтобы заинтересованные стороны не спровоцировали конфликт, который выльется в межэтническое или межконфессиональное противостояние.

«Они уже говорят, что среди россиян есть жертвы в Крыму, хотя никаких стычек нет. Им нужно показать всему миру, что они ввели войска не просто так, что у нас тут гражданская война. Чтобы такого не произошло, мы создаем свои отряды самообороны», — рассказывает Рустем Ильясов, житель одного из мест компактного проживания крымских татар под Симферополем. По его словам, во всех населенных пунктах крымские татары создают аналогичные формирования.

Российские военные, тем временем, уже начинают «прессинговать» зажатых в своих частях украинских коллег, предлагая им сдаваться. К местам их дислокации стягиваются грузовики с пехотой и бронетехника. Прошел слух, что переброшенные двумя днями ранее в Качу российские боевые вертолеты тоже готовятся к вылету. И только сейчас уже многим становится страшно. Напротив части в Перевальном под Симферополем друг напротив друга стоят солдаты двух армий и временами поглядывают на небо. Небо, которое еще неделю назад над Крымом было таким мирным.

 

*

Top