Что обещали сделать украинские политики и чиновники, чтобы вернуть Крым
«Я поверну Україні Крим» — обещал прошлой весной с билбордов кандидат в президенты Олег Ляшко. На высший пост в государстве главного радикала не выбрали, поэтому свое обещание он с чистой совестью не выполнил.
С похожими лозунгами выступали и другие кандидаты-неудачники. Начиная с Рената Кузьмина, предлагавшего решить проблему с помощью третейского суда, заканчивая Дартом Вейдером, собиравшимся сделать Путину предложение, от которого тот не сможет отказаться.
Обещал вернуть Крым и другой кандидат в президенты — Петр Порошенко.
Украина имеет достаточно аргументов, чтобы выиграть у России суд, — уверял 4 апреля 2014 года тогдашний министр иностранных дел Андрей Дещица. «Мы можем это сделать (возобновить контроль над Крымом — Hubs), поскольку у нас есть правовые основания, международная поддержка в виде экономических, визовых санкций давления на руководство России», — утверждал экс-министр.
Ему вторит и нынешний глава украинского МИДа Павел Климкин. Месяц назад в отчете правительства он обещал использовать «все дипломатически-правовые механизмы для… возобновления украинского суверенитета в АР Крым».
Пока украинская власть говорит, Россия укрепляет свои позиции в Крыму. Сегодня полуостров отпраздновал годовщину проведения референдума о присоединении к России. Единственное, на что сподобились украинские чиновники, — жалобы в международные инстанции о нарушениях прав человека.
Чем больше времени проходит, тем осторожнее звучат формулировки высших должностных лиц. Сейчас Порошенко говорит о том, что быстрого возвращения Крыма ждать не стоит. «Уровень жизни за пределами Крыма будет намного лучше — и это единственный путь», — сказал Порошенко в сентябре 2014-го на конференции YES, которую из Ялты перевели в Киев. Примерно такой же была его формулировка в годовщину старта «крымской весны» в феврале 2015-го.
Украина даже не попыталась возместить имущественные потери от аннексии Крыма. Они существенны. Хотя, по оценке министра юстиции Павла Петренко, ущерб может достигать 1 трлн гривен.
Летом громкое заявление сделал Арсений Яценюк: «В рамках уголовного дела украинское правительство подает иск на сумму более 1 трлн гривен». Но конкретного иска до сих пор нет — проблемы якобы лежат в международной правовой плоскости. «Не так много опций, куда подать в суд, — оправдывался Яценюк. — Не раскрывая все юридические детали, я скажу: мы используем все возможные и законные методы для того, чтобы привлечь Россию к суду».
Новая идея Кабмина — проводить разбирательства об утраченном в Крыму частном и государственном имуществе в украинских судах. Соответствующий законопроект предложил принять депутатам Арсений Яценюк 11 марта.
С этими «камикадзе» надо будет радоваться если мы не потеряем Мариуполь или Харьков.