Несколько советов власти по информационной политике на Востоке Украины
Президент Украины Петр Порошенко распорядился создать специальное вещание для Донбасса. «Население Донбасса требует правдивой информации об Украине», — заявил он. Правильная информационная политика действительно необходима региону, который последние несколько месяцев черпал новости из российских СМИ. Пропаганда северного соседа сделала свое дело — часть населения видела в боевиках ДНР защитников, которые пришли спасать их от активистов «Правого сектора».
Пока пожелание главы государства не стало официальным документом. Hubs решил помочь Президенту и Нацсовету и собрал мнения специалистов, компетентных в информационной политике. Они рассуждают о том, какой должны быть стратегия и тактика вещания для проблемного региона.
Сергей Иванов, публицист, родом из Луганска
Отдельный информационный канал для Донбасса или какая-то утвержденная схема ТВ- вещания совершенно необходимы. Жители региона привязаны «к ящику» больше, чем люди в Центральной Украине или в Западной. Интернет, как канал для получения информации, на Донбассе используют редко, несмотря на то, что покрытие велико. Люди используют интернет, чтобы украсть кино, скачать новый альбом Кати Лель или выложить фотку в «Одноклассники» на фоне «Бердянской Ривьеры».
При этом у жителей Донбасса еще продолжительное время будут на первом месте российские каналы. И не только потому, что люди привыкли к политическому контенту, они привыкли и к развлекательному. А в этот контент манипуляторами вплетаются определенные семантические посылы.
Посмотрите сериалы, например, о войне. Там же бандеровцы — враги, там же хохол всегда самый хитрый, пытается всех обмануть. Топовые российские сериалы, я не могу сказать, что они украинофобские, но они вводят людей в контекст великорусского шовинистического дискурса. Соответственно, задача информационной политики на Донбассе — вынуть каждого жителя региона из этого контекста. Во-первых, нужно сделать все, чтобы изолировать людей от российских сериалов и развлекательных программ. А во-вторых, ненавязчиво предложить им на выбор другой художественный контент, в первую очередь, европейский. И тогда люди будут смотреть и хотеть жить как там. Они не будут хотеть обратно в Советский Союз.
Что касается информационного вещания, то тут должен быть принят один закон или поправка к уже существующему закону, по которому информационный терроризм должен быть приравнен к обычному. Потому что то, чем сейчас занимается Российская федерация, называется терроризм. Одновременно нужно подавать в международные суды за каждый факт неправды российского ТВ. И о каждом положительном решении информировать мир. До тех пор, пока авторитет российских каналов не будет нивелирован полностью.
Энрике Менендес, владелец агентства по интернет-маркетингу AdFactory, активист. г.Донецк
Эта инициатива — то, что должно было быть сделано в Украине гораздо раньше. Ведь не было большим секретом, что страна состоит из двух макрорегионов, которые значительно отличаются: по ментальным установкам, культурным, экономическим связям. К сожалению, та ситуация, которая сложилась сейчас в Украине, особенно на Донбассе, является следствием того, что государство всегда пыталось разговаривать с населением одинаковыми методами. И один из показателей этого — то, что здесь, на Донбассе, люди предпочитали и до сих пор смотрят российские каналы и доверяют им.
Сейчас очень важно успокоить людей, потому что общество находится в состоянии истерики. Очень важно смягчить риторику украинских каналов. Власть должна смягчить риторику, я говорю это как человек, который живет в Донецке.
Очень важно развеять мифы, которые довлеют над людьми, дать им объективную информацию. И пытаться шаг за шагом восстанавливать доверие людей. А потом уже можно наладить диалог внутри страны.
Наталья Лигачева, шеф-редактор издания о медиа «Телекритика»
Я считаю, что такой проект необходим. Но не в виде телевещания, а газеты, которую можно достаточно быстро запустить. Я даже знаю людей, команду, которая готова это делать, и которая умеет работать так, как работает, допустим «Комсомолка», то есть российские издания. Их особенность в том, что они прежде всего ориентируются на эмоции и распространяют ложную информацию. А надо говорить правду, но делать это с ориентацией, прежде всего, не на аналитику, а на эмоциональное восприятие.
Что касается телевидения,то, в принципе, оно должно работать по таким же параметрам, как и сейчас, чтобы быть эффективным. Ведь его задача заключается в том, чтобы донести наконец-то до жителей Донбасса и Востока правду о происходящем в Украине. Причем, максимально быстро. Но, с другой стороны, не занимаясь лживой пропагандой, а все-таки рассказывая о реалиях, не скрывая проблем. Я думаю, что это нужно, и как можно быстрее нужно делать.
Виктория Сюмар, экс-заместитель главы СНБО
Тут нужно действовать очень аккуратно. С одной стороны, Донбассу необходима информация из Украины, но такая, которая была бы адаптирована для его потребностей. А с другой стороны — мы точно не можем повторять опыт российских каналов, которые информацию заменяют пропагандой. Поэтому тут очень важно тонко совместить реальные программы, которые будет делать украинская власть специально для Донбасса, с информацией, которая имела бы практический интерес для граждан Донбасса.
Людей надо информировать о том, что им делать в какой-то ситуации, какие сегодня есть программы трудоустройства, какие социальные, какие гуманитарные проекты.
Такой проект можно воплотить в рамках иновещания, которое будет работать на базе телеканала БТБ.
Василий Микулин, совладелец компании «Инвестиции и развитие», г.Донецк
Проблема многоярусная. Наверху очень заорганизованная и бюрократическая, но при этом недостаточно эффективная государственная модель управления идеологической программой. Не выстроена система взаимодействия идеологического центра и собственников СМИ. Нет качественного контента для вещания. Уверен, что достаточно бросить клич, и контента будет много, но система отбора, финансирования и прочего должна быть открытой и прозрачной.
Далее необходимо рассмотреть различные способы донесения контента. Интернет не подходит — большинство людей старшего поколения его не читают. А, значит, для них источник информации должен быть принципиально другим, чем для молодежи, чем для рабочей среды, чем для военных и пр. Это может быть радио, где 99% — это музыкальные программы. Но «говорящие» радиоканалы практически исчезли. Минимум 25-30% эфирного времени нужно отдать под текстовые программы. И так продвигать правильную идеологическую политику.
То же самое нужно сделать и с ТВ. Убрать весь мусор в виде «Ментовских войн -6», «Бандитских Петербургов», установить ограничения на вещания российских сериалов. Взять/обязать собственников каналов предоставить время вещания под государственные программы. Сделать обязательным выступления перед прессой и/или в прямом эфире руководителей разных уровней! Обязательно. Тогда начальник милиции или мэр города, или прокурор будут готовиться и отчитываться. Понимаю, что это очень сложно, но — надо.
Кроме этого, вовлекать жителей Востока в программы с участием представителей других регионов. Тогда они будут ощущать себя частью большой страны, а не на задворках. К сожалению, часто активность и темы контента не выходят за рамки Киева. Поэтому на Донбассе не всегда интересно, о чем там они говорят и обсуждают.
Для начала необходимо бы признать факты бомбардировки Луганска 2 июня и станицы 2 июля. Не стоило СМИ врать на эту тему. Ой как не стоило.