Депутаты несколько часов о чем-то говорили
Пятница должна была стать бенефисом Борислава Березы. Выходец из «Правого сектора» возглавляет рабочую группу по проверке заявлений экс-председателя Госфининспекции Николая Гордиенко. В середине марта тот обвинил в коррупции правительство Арсения Яценюка, после чего сразу же вылетел с госслужбы.
Отчет Гордиенко, который вскоре попал в СМИ, пестрел фактами нарушений, которые, по его мнению, допускали ведомства и государственные предприятия. Большинство из них относится к 2012-2014 годам, когда у власти были Виктор Янкович и Николай Азаров.
Для проверки заявлений экс-чиновника депутаты создали рабочую группу, которую возглавил Береза.
«Сегодня впервые под куполом Верховного Совета будут названы имена людей, которые участвуют в коррупции, и люди, которые фактически этой коррупцией руководят, – обещал Береза журналистам перед заседанием. — Многие из этих людей имеют мандаты народного депутата и будут присутствовать в Верховном Совете».
Задач у Березы было две: добиться продления работы группы и преобразовать ее во временную следственную комиссию, чтобы получить большие полномочия. В итоге первую задачу решил спикер Владимир Гройсман.
Доклад депутата был запланирован на 11.00. За полчаса до его начала Береза продублировал обещание в своем Facebook. Пост с обещанием фамилий коррупционеров быстро набрал полтысячи лайков. Как раз перед докладом заканчивался час общения правительства с парламентом. Премьер сыграл на опережение. Версия Яценюка: обвинения Гордиенко – часть политической игры. «Это уже когда-то было, когда бывший глава администрации обвинил Петра Порошенко в коррупции в 2005 году. Ни один факт не подтвердился, но разгорелся скандал, который спровоцировал распад коалиции и досрочные выборы. Это и была часть плана», — заявил Яценюк и заверил, что готов свидетельствовать по любому из обвинений, которые касаются его правительства. В заключение он призвал прокуратуру расследовать работу самого Гордиенко и для пущего эффекта потряс внушительной стопкой бумаг, якобы служебного расследования.
Выступление Березы оказалось затянутым и неинтересным. К тому же понять его было непросто: Береза говорил слишком быстро, микрофон искажал речь. За отведенные регламентом 10 минут Береза успел пройтись лишь по двум-трем компаниям из списка. Дополнительно выделенные 5 минут не спасли ситуацию. «И-ме-на!», — начали скандировать депутаты. «Вы же вчера сказали, что хватит 10 минут, попросили бы сразу сколько надо», — накинулся на него Гройсман.
Антикоррупционер пересказал доклад Гордиенко, немного оживив его общеизвестными фактами. Вспомнил злоупотребления в Государственной продовольственной зерновой корпорации Украины (как раз в 2013-2014 ее зампредом был знаток налоговой системы Украины Роман Насиров, недавно назначенный главой фискальной службы). Досталось главе НБУ Валерии Гонтаревой, чья компания ICU в 2013-2014-м помогла перепродать облигации внутреннего госзайма, принадлежавшие Аграрному фонду. Еще двое обвиняемых — Игорь Еремеев и «фронтовик» Николай Мартыненко. Последнего Береза обвинил в «курировании» госкомпании «Энергоатом». Мол, энергетики слишком дорого арендуют автомобили. Еремееву досталось за то, что его компания WOG поставляет топливо железнодорожников. Разочарованные депутаты отказались слушать Березу. Его поддержал только Сергей Соболев, верный соратник Юлии Тимошенко. Он предложил создать временную следственную комиссию.
«Группа должна была подтвердить факты, изложенные господином Гордиенко, насколько я понимаю, она выполнила свою работу – каждый факт подтвердился. К сожалению, за это время рабочая группа не могла сделать всю работу и доклад. Именно поэтому есть необходимость создать временную следственную комиссию или продолжить работу группы», — пояснил ситуацию Соболев после заседания.
Цирк вскоре закончился. Как только на трибуне появился первый заместитель Генпрокурора Владимир Гузырь, депутаты замолчали. Краткий итог его выступления: Генпрокуратура и СБУ ведут следствие по 12 фактам, за время работы Яценюка выявлено нарушений на 675 млн гривен, но это — деньги госпредприятий, а не бюджета.
Создание временной следственной комиссии завалил спикер Гройсман. Для этого было нужно 150 голосов, в зале они были. Но спикер поставил на голосование вопрос о продлении работы депутатской группы в нынешнем ограниченном статусе еще на две недели – до 2 июня. Это предложение поддержали 189 депутатов, меньше необходимых 226. Но по закону согласие депутатов для этого требовалось. «Спасибо, решение не поддержано. Я, как председатель Верховной Рады, сегодня своим распоряжением продолжу работу этой комиссии и через две недели заслушаем отчет этой группы», — сказал спикер. Этот финт позволил Гройсману упредить обвинения в нежелании расследовать прошлые дела, но оставил связанными руки депутатской группы, куда входят представители разных фракций.
Выступление Березы обернулось фарсом, но жаловаться ему не на что. Вчера депутат «получил три эфира». А Гройсман подыграл Петру Порошенко: борьбу с коррупцией де-юре и де-факто возглавила подконтрольная президенту Генпрокуратура.