Сколько заработает правительство на новых налогах на автомобили
Правительство решило содрать с импортеров и дилеров автомобилей «три шкуры». Первые две в виде «налога на роскошь» и акцизный сбор народные депутаты утвердили еще в прошлом году. Третью «шкуру» — налог на импорт – Кабмин утвердил на прошлой неделе.
Столько налогов автомобильный ритейл не платил еще никогда. Hubs прикинул, на что может рассчитывать бюджет. Результаты неутешительны: при сохранении темпов продаж машин казна заработает не более $35 млн.
Формула
Чтобы оценить доходы бюджета в 2015-м, нужно прикинуть, сколько машин смогут продать дилеры до конца года. Январские продажи показывают, что год будет далеко не лучшим. В первом месяце через автосалоны прошло около 2 500 автомобилей. Это худший результат с 1998 года.
По сравнению же с рекордным для украинского авторынка 2008–м, продажи упали почти в 19 раз – семь лет назад в январе украинцы купили более 47 000 автомобилей.
Сами автодилеры не ждут от года ничего хорошего. По прогнозам Артема Ткаченко, председателя правления «ВиДи АвтоСити», в 2015-м в Украине будет продано около 50 000-60 000 автомобилей. «Это станет худшим результатом с конца прошлого века», — отмечает топ-менеджер.
Сколько принесет налог
Налог на импорт прописан в правительственном законе, призванном стабилизировать платежный баланс Украины. В документе определены категории товаров, с которых будут собирать на таможне от 5% до 10%.
Автомобили попали в категорию «пятипроцентных» налогоплательщиков.
Допустим, что сбудется оптимистичный прогноз главы «ВиДи АвтоСити», и украинским дилерам по итогам 2015 года удастся продать 60 000 автомобилей. При этом не все они будут импортированы. Исходя из статистики «Укравтопрома», около 10% автомобилей, проданных в прошлом году, — отечественные. В основном собранные на запорожском автозаводе.
То есть в 2015 году в Украину ввезут около 50 000 автомобилей. Прикинуть поступления в бюджет можно опираясь на опыт прошлых лет. Например, в прошлом году, по данным «Укравтопрома», в Украину ввезли около 146 000 машин на $1,6 млрд.
Если таможенная стоимость автомобилей останется на уровне прошлого года, то в 2015 году в Украину их ввезут примерно на $548 млн. А значит, налог на импорт авто по результатам года составит $27,4 млн.
Доход от «роскоши»
Так называемый «налог на роскошь» появился после принятия нового налогового кодекса. Еще в конце прошлого года Верховная Рада проголосовала за то, чтобы дополнить кодекс нормой, которая бы обязывала платить дополнительный сбор владельцев «роскошного» транспорта.
Роскошными в документе названы автомобили не старше пяти лет с объемом двигателя от 3 литров. С 1 апреля этого года каждый собственник такого авто должен будет платить в казну 25 000 гривен ежегодно, пока его «стальному коню» не стукнет 6 лет.
Другими словами, если вы купили новую машину с двигателем на три литра и больше, то за первые пять лет владения им налоговая возьмет с вас 125 000 гривен, как с владельца роскошного транспорта.
По подсчетам Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД), из уже проданных в Украине автомобилей под налог на роскошь попадает около 5 500 автомобилей.
Новых «жертв» немного. По словам генерального директора ВААИД Олега Назаренко, продажи автомобилей с большим объемом двигателя практически остановились. «Импортеры перестали их ввозить, так как есть риск, что автомобиль не продастся», — поясняет глава ассоциации.
По данным ВААИД, доля «роскошных» авто – с двигателем от трех литров – в продажах за 2014-й составила около 5%. В этом году показатель будет явно ниже. Но даже если допустить, что он будет на том же уровне, то все равно автосалоны не продадут более 2 500 авто, попадающих под новый налог.
В итоге получается, что в этом году даже при самых оптимистических прогнозах продаж, под «налог на роскошь» попадает не более 8 000 машин. А значит, в казну он принесет максимум 175 млн гривен, или $6 млн (по курсу 33 гривны за доллар).
Сколько принесут акцизы
Акцизный сбор – еще одна норма нового налогового кодекса. С 1 января его собирают с импортеров микроавтобусов и грузовиков.
Налог начисляется из расчета объема двигателя. По данным компании Akkerman Bus, специализирующейся на коммерческом транспорте, в основном в Украину везут автобусы с объем мотора 2,2-2,5 литра. Акцизный сбор с таких машин составит соответственно 25-27 долларов за штуку.
Если верить статистике «Укравтопрома», в Украине доля коммерческого транспорта в структуре продаж автомобилей не превышает 8%. А под акциз попадает и вовсе менее 3%. С учетом прогнозов на 2015 год, это около 1500 машин. То есть сумма акцизного сбора в этом году составит $40 500.
В целом три новых налога принесут в бюджет около $33,5 млн.