Изменения в бюджет: популизм или соблюдение закона?

Тимошенко назвала неучтенные статьи финансирования

На пленарном заседании Верховной Рады 31 мая был провален законопроект №4316, внесенный группой авторов, возглавляемой народным депутатом от фракции «Батьківщина» Юлией Тимошенко. 

Законопроект предлагал повысить  размеры прожиточных минимумов, минимальной заработной платы и минимальной пенсии на 5%, увеличить с 85% до 100% учет прожиточного минимума для назначения помощи детям из малообеспеченных семей, уменьшить средства на пенсионные выплаты, отменить сокращение пенсии на 15% для работающих пенсионеров и провести одноразовое повышение пенсионных выплат с марта 2016 года.

По словам инициаторов, «законопроект направлен на восстановление социальной справедливости при социальных выплатах, недопущение необоснованного уменьшения в 2016 году уровня социальной защиты беднейших граждан Украины, а также увеличение доходов, особенно от легализации теневого сектора экономики».

Обоснованием для принятия такого документа депутаты называют Закон «О Государственном бюджете Украины на 2016 год», в котором размеры прожиточных минимумов, минимальных зарплат и пенсий занижены и составляют лишь 47,5-51,8 %  от размеров по методологии 2000 года.

Несмотря на то, что законопроект не был принят парламентариями, тема социального обеспечения  отдельных групп населения, находящихся в зоне риска в связи с повышением экономической нестабильности в стране, остается одной из главных на повестке дня.

По утверждению авторов документа, «госбюджетом на текущий год уменьшены также суммы индексации пенсий, стипендий, пособий детям-инвалидам и детям-сиротам, необоснованно продлено налогообложение пенсий и уменьшены расходы на медикаменты, научно-исследовательские работы, реабилитацию инвалидов».

Общаясь с журналистами в кулуарах парламента, Юлия Тимошенко назвала неучтенные статьи финансирования. «Например, в бюджете на 2016 год забыли профинансировать питание ученикам 1-4 классов, не оказалось денег на этот несчастный стакан молока и несчастное печенье, — как всегда эмоционально прокомментировала нардеп. – В нем (в Законе о «Госбюджете») полностью сокращены те несчастные копейки, которые направлялись детям, больным ДЦП, глухим от рождения, онкобольным, детям-инвалидам. Также в том бюджете забыли нормально выделить деньги инвалидам АТО. Помощь детям в малообеспеченных семьях практически сведена к нулю. Полностью забыли об учащихся и преподавателях профессионально-технических училищ, через месяц для них не будет денег даже в местных бюджетах».

По ее утверждению, предлагаемый  законопроект «полностью сбалансирован по доходам и расходам, там нет ни одной статьи, которая не была бы обеспечена реальными деньгами в доходной части». Правда, в заключении Главного научно-экспертного управления  подвергается сомнению возможность финансирования социальных расходов за счет инфляционных источников, в частности, за счет дополнительных поступлений в бюджет 51748400 тыс. грн. Дискуссионным признано и предложение о получении 24 141 300 тыс. грн налогов и сборов от легализации экономики, поскольку  в представленных документах отсутствуют объяснения о планируемых путях «легализации экономики». Причем сам термин даже взят экспертами в кавычки.

Тимошенко, в свою очередь, утверждает, что  «Народный фронт» и «Блок Петра Порошенко» получили команду провалить документ. Однако, по ее мнению, «законопроект № 4316 должен начать масштабную дискуссию между правительством, парламентом, комитетами и президентом относительно изменения стратегии социально-экономического развития нашего государства», она обещает еще раз внести его в Верховную Раду и «просить, чтобы высокие должностные лица обратили внимание на людей и начали для них работать».

Издание Hubs поинтересовалось мнением представителей различных политсил о перспективах законопроекта.

 

Михаил Папиев, министр труда и социальной политики (2002-2005; 2006-2007), народный депутат, фракция «Оппозиционный блок»

(не голосовал)

11145586275167

Этот законопроект не популистский, он своевременный и требует обсуждения. Сбалансирован ли он на сегодняшний день и решает ли он все вопросы – это надо анализировать.

Правительство Украины, когда утверждает макроэкономические показатели,- а это происходит накануне формирования государственного бюджета – должно четко и ясно дать расчеты прожиточного минимума на следующий год, исходя из постановления Кабинета министров Украины № 656.

Ведь что такое прожиточный минимум? Это социальный стандарт, который рассчитывается на базе стоимостной величины перечня продуктов питания, товаров и услуг, которые составляют так называемую потребительскую корзину.

Кабмин занялся фальсифицированием, правительство Яценюка – это первое правительство Украины, действия которого имели все признаки шулерства и других нехороших вещей.  Они должны были рассчитать сначала потребительскую корзину, а после этого уже сказать о том, что размер прожиточного минимума на будущий год не имеет достаточного ресурса финансирования, потому мы введем такой термин, как уровень обеспечения прожиточного минимума. Те деньги, которые составляют разницу, должны быть признаны государственным долгом. Пример такой у нас уже есть, в 2004 году был принят соответствующий законопроект.

Сегодня фактический размер прожиточного минимума, который рассчитывает Министерство социальной политики, в два раза больше, чем тот, который заложен в бюджет. Возникает вопрос: в результате чего это происходит? Я уже сказал, что правительство сделало неправильные вещи, и изуродовало и государственную статистическую отчетность, и закон Украины о прожиточном минимуме.

Кроме того, сегодня правительство не хочет честно признать, что оно не доплачивает каждому пенсионеру около 1200 грн, каждому работающему -от 2500 до 3000 грн.  Почему это происходит? Это вопрос к Генеральной прокуратуре Украины.

Если мы сегодня говорим, что сегодня надо определить прожиточный минимум на декабрь месяц, то нам необходимо, чтобы Кабинет министров предоставил отчетность народу Украины, в течение какого времени – 3-5-10 лет – они планируют выйти на фактический размер прожиточного минимума, исходя их тех цен, которые реально есть в Украине. Иначе у меня нет других определений для этого явления, кроме как  воровство правительства у своих граждан: бюджет – это общественные средства, а Кабмин своей грязной рукой лезет в карманы людей.

Однако стоит заметить, что в законопроекте №4316 есть моменты, касающиеся источников финансирования, содержащие признаки возможной эмиссии, а это крайне нежелательно, поскольку эмиссия, по сути, та же инфляция.

Я сейчас готовлю законопроект, цель которого — признать государственным долгом те средства, которые недоплачивают людям в виде зарплат, пенсий, социальных выплат, затем в течение пяти лет сделать реструктуризацию этих средств и вернуть деньги людям.
Олег Березюк, глава фракции «Самопоміч»

(голосовал «за»)

Березюк Олег_1

Закон сложный. Но, как сказали наши коллеги из фракции «Батькивщина», этот законопроект – некий способ на самом деле вернуть в экономику страны социальную составляющую.

Ведь вопрос не только в том, что подняты тарифы, но и в том, сможет ли человек их оплачивать. Если повышением тарифов мы ставим на грань нищеты около половины домохозяйств Украины,  это означает, что мы не позволяем им тратить деньги на другие вещи, тем самым не позволяем поддерживать экономику.

Повышение тарифов особенно сложно тем, что из-за бедности населения оно останавливает работу экономики, а это ведет в такой порочный, ложный круг, из  которого потом можно не выбраться.

Проект  — принуждение правительства задуматься об этих вещах. Он, как раздражитель, заставляющий правительство работать.

 

Алексей Гончаренко, фракция «Блок Петра Порошенко»

(голосовал «за»)

гончаренко

Я не участвую в популизме, а законопроект Юлии Тимошенко считаю чистой воды популизмом. Решение об изменении бюджета нигде в мире парламент не принимает самостоятельно, для этого есть правительство, и все социальные вопросы, особенно те, что касаются выплат, проходят через правительство.

Мы здесь можем что угодно придумать и принять. Но как это исполнить? Поэтому такие вещи должны быть завизированы Министерством финансов, тогда они реальны. В противном случае – это обман людей и популизм.

 

Людмила Денисова, министр труда и социальной политики (2007-2010), народный депутат, фракция «Народный фронт»

(не голосовала)

Я думаю, что в отношении вопросов изменения бюджета надо принимать системное решение, а не выхватывать какие-то отдельные эпизоды. К нему целесообразно вернуться после того, как мы увидим отчет правительства о выполнении бюджета, рассчитать, сколько нужно средств и каково перевыполнение бюджета. Конечно, надо помочь незащищенным слоям населения, детям-инвалидам, но надо помнить и о том, что у нас сейчас война, что на фронте гибнут наши ребята, что средства понадобятся также и на поддержку их семей.

*

Top