Украинские электронные идентификаторы не готовы к ЗСТ
С 1 января 20156 года начинает действовать зона свободной торговли между Украиной и Европейским союзом. Начинание, бесспорно, нужное: взаимное открытие рынков, упрощение выхода, гармонизация законодательства и стандартов. Однако в сладком вкусе общей победы присутствует и горький привкус упущенных возможностей. В частности, речь идет об электронной идентификации, электронном документообороте и доверительных услугах.
Об этом говорили на состоявшемся 29 декабря в Киеве «круглом столе», посвященном реформированию электронной идентификации и доверительных услуг в Украине. Участники — представители Администрации Президента, Кабинета Министров, Министерства экономического развития и торговли, представители бизнес-сферы и неправительственных структур.
О чем говорили? Электронные доверительные услуги в Украине существуют уже не первый год: работают электронные подписи, действуют электронные налоговые декларации и прочее. Однако всё это функционирует непрозрачно, монопольно и нелогично. В частности, в стране действуют внутренние требования к электронной идентификации, не отвечающие европейским стандартам. Предоставление административных услуг коррумпированностью поражает даже самих чиновников. Нужный, но написанный коррумпированными чиновниками, не одобренный бизнесом законопроект «Об электронных доверительных услугах» сулит (особенно в свете начала работы ЗСТ) недополученную украинским бизнесом прибыль. Первый вариант был разработан и опубликован для общественности еще в августе 2014 г. Затем его долго правили и в результате правительственный законопроект был зарегистрирован в Верховной Раде в августе 2015 года. На данный момент документ лежит в профильном комитете.
Четкое описание проблематики, сложившейся в сфере электронной идентификации, в своем выступлении озвучил Дмитрий Шимкив, заместитель главы Администрации Президента Украины по вопросам проведения административных, социальных и экономических реформ: для участия в любом государственном или частном тендере Европейского союза требуется стандартизированная согласно EU Regulation 910/2014 электронная подпись. В Украине её получить невозможно, поскольку используемые в отечественной подписи алгоритмы не сертифицированы в странах ЕС. «Наличие сертифицированной согласно европейским стандартам подписи — залог развития трансграничного сотрудничества», — подтвердила Леся Чмиль, начальник департамента IT и документооборота Министерства экономразвития и торговли.
Бизнес, кроме ожидания общепринятых в мире стандартов электронной подписи, формирует собственные запросы к доверительным услугам, в частности, к простоте и адекватности электронного документооборота. По словам представителя консалтинговой компании Deloitte, «бизнес постоянно жалуется на то, что устал от бумажной «первички». При переводе документации в электронный вид и работе с электронными версиями затраты на ведение бизнеса, по предварительным расчетам, сократятся в два раза. И это — лишь предварительный подсчет. Подтвердил эти слова и Евгений Кражан, директор по развитию бизнеса на корпоративном рынке компании «Киевстар». Кроме того, он официально озвучил готовность украинских операторов мобильных коммуникаций инвестировать в развитие систем электронной идентификации — как пользовательских, так и корпоративных.
Мировая практика предполагает работу с электронными идентификаторами по принципу «из коробки». Рынок предоставления идентификаторов является коммерческим, роль государства заключается исключительно в формировании и контроле правил. За получение электронной цифровой подписи платит получатель, который со своей подписью правомочен во всех сферах: будь-то подпись договора в pdf-формате, будь-то получение справки в госведомстве, будь то оплата банковского счета.
Введение мировой практики электронного оборота должно привести, по словам участников «круглого стола», к предельному упрощению контактов между государством и гражданами, бизнесом и государством, бизнеса с бизнесом, и созданию прозрачной сферы электронных доверительных услуг в стране.
К тому же развитие электронной идентификации и доверительных услуг в Украине предполагает внедрение механизмов BankID и MobileID – размещение идентификаторов граждан на SIM-картах их гаджетов. Пользователям это удобно, поскольку не требуется никаких дополнительных телодвижений. Выгоды от этого следующие: возможность запрашивать справки, документы и подтверждения в государственных органах с помощью смартфона, получать административные услуги, вплоть до элементарных. На «круглом столе» приводился пример участия граждан в деятельности местных сообществ с помощью ответов на вопросы, присылаемые на идентифицированные устройства.
Пользовательский опыт перечисленным выше не ограничивается: покупка в интернет-магазине становится гораздо защищённой. В частности, после введения новых стандартов, соответствующих европейским нормам, суды обязаны принимать к рассмотрению электронные документы.
В Украине развитие «электронного государства» и дигитизация его функций идет, но ужасающе неспешно. Среди более-менее успешных реализованных проектов можно назвать «Карту киевлянина» и «Карту львовянина». Лучше ситуация в частном секторе, особенно в банковской сфере. Формирование и вывод на рынки продуктов подвержено логике мирового развития, поэтому уровень и сами услуги – на высоком уровне.
Потенциально важный проект: в Национальном банке Украины в тестовом режиме действует соответствующий хаб, позволяющий проверять пользователей по целому ряду электронных идентификаторов. «Снизу» к этому проекту подключились несколько банков, «сверху» — Минэкономразвития. Если эксперимент удастся, Украина получит действующую платформу для разворачивания BankID на любом уровне.
Для ускорения всех этих процессов участники 30 декабря подписали открытый для всех желающих присоединиться Манифест, в котором планируется ряд шагов для достижения цели:
— законодательные шаги: переписать законопроект «Об электронных доверительных услугах» в соответствии с EU Regulation 910/2014 и разработать к нему подзаконные акты с отсылкой к стандартам ЕС и ISO;
— стандартизировать все сферы электронной идентификации и доверительных услуг в соответствии со стандартами ЕС и ISO;
— сделать множество шагов по обучению, внедрению и развитию этих сфер в Украине.
Кроме перечисленных государственных структур и бизнес-игроков – компаний «Киевстар», Deloitte и ряда других, – в инициативе принимает участие и общественный сектор в лице общественной организации «Прозорі закупівлі».
На самом деле инициатива очень своевременная: в свете начала работы с 1 января зоны свободной торговли с Европейским союзом инструмент, открывающий двери на европейские рынки украинским бизнесменам, будет востребован. Не лишними системы электронной идентификации и доверительных услуг будут и для граждан Украины, которые очень скоро оценят их скорость, прозрачность и реальную дешевизну.