Известные политологи – о явных и скрытых мотивах приезда в Киев Анджея Дуды
Между Украиной и Польшей «пробежала черная кошка». В отношениях официальных Киева и Варшавы наступает «ледниковый период». Такими заголовками пестрели многие авторитетные европейские медиа после того, как польский Сейм 22 июля текущего года 432 голосами «за» признал Волынскую трагедию геноцидом, совершенным украинскими националистами в отношении поляков.
Однако не так случилось, как прогнозировалось. Польша — первая страна, признавшая украинскую независимость в 1991-м, сегодня, спустя много лет, стала единственным государством, представленным на наивысшем уровне в ходе празднования 25-летия Независимости Украины.
Нельзя сказать, что приезд в Киев Президента Польши Анджея Дуды остался незамеченным, однако все-таки этому символичному визиту в виду празднования Дня Независимости было уделено не так уж и много внимания. Поэтому Hubs, что называется, по горячим следам решил заполнить этот пробел и проанализировать, о чем договорились, а что попытались скрыть по итогам встречи лидеры двух соседних держав.
В ходе закрытых двухсторонних переговоров Порошенко и Дуда достигли соглашений по ряду разноплановых вопросов. Все договоренности были изложены в Декларации, подписанной президентами обеих стран. Документ, к слову, был обнародован только на следующий день после встречи президентов (определенный прецедент), что вызвало неудовольствие журналистов и экспертов. Однако в итоге ничего сенсационного в декларации изложено не было — в основном общеизвестные тезисы о важности двухстороннего сотрудничества и взаимной поддержке в разных сферах.
Пожалуй, единственная конкретика, которая всплыла по итогам переговоров президентов – позиция двух стран в вопросе энергетической безопасности. По мнению господина Дуды, в этой сфере важно развивать связи между странами в регионе Балтийского, Черного и Адриатического морей. «Большинство стран в этом регионе выступают против энергетического шантажа и пытаются диверсифицировать поставки энергоносителей. Мы должны объединить наши усилия, чтобы обеспечить энергетическую безопасность», — заявил польский лидер.
В свою очередь Петр Порошенко отметил, что Украина очень ценит позицию официальной Варшавы по проекту «Северный поток-2», а также общую позицию относительно турецкого потока. «2016 станет первым годом, когда энергетический шантаж Российской Федерации не прошел», — отметил в этой связи украинский президент.
Также Порошенко и Дуда провели совместную встречу с украинскими послами, которые прибыли в Киев из разных стран для участия в праздничных мероприятиях, посвященных 25-летию Независимости Украины. Кстати, о дипломатах. Отечественный МИД – одно из наименее финансируемых государством министерств. Так вот, как сообщил источник Hubs в главном дипломатическом ведомстве страны, многие послы прилетели в Киев за свой счет. И прилетели с тем, чтобы просить у руководства дополнительные средства. Как говорится, без комментариев… «Денег нет, но будут», — сказал на днях в ходе встречи с послами премьер Гройсман. Однако финансирование министерств и ведомств – тема для отдельного разговора. Вернемся к нашей теме.
В ходе встречи Дуды и Порошенко с украинскими послами прозвучали лишь общие фразы о важности сотрудничества Украины и Польши в различных сферах. Такой себе обмен любезностями, без колких вопросов и критических замечаний участников диалога в адрес друг друга.
С подачи Петра Порошенко была затронута и болезненная для обеих стран тема – Волынской трагедии. По мнению главы государства, проблемы истории должны исследовать ученые, сейчас же необходимо найти концепцию, которая устроит обе страны:
«Ни в коем случае этот диалог не должен работать в пользу третьей страны. От каких-либо осложнений отношений не выиграют ни поляки, ни украинцы. Мы должны уважать нашу историю и делать шаги, которые будут способствовать улучшению отношений между нашими государствами. Украинско-польский диалог должен в дальнейшем основываться на формуле сочетания и понимания наших народов».
Польский лидер в свою очередь отметил: «Мы будем продолжать диалог по этому вопросу, совместно будем стремиться к тому, чтобы он был еще более продуктивным, чем сегодня. Вы можете надеяться также на наши согласованные действия в этом вопросе. Уже в декабре, думаю, мы сможем говорить о конкретных вещах».
Примечательно, что президенты Украины и Польши решили избежать общения с журналистами в формате «вопрос-ответ». Порошенко и Дуда после закрытой встречи лишь озвучили основные переговорные (шаблонно-дипломатические) нюансы. Однако никакого скрытого подтекста в этом эксперты, опрошенные Hubs, не увидели.
Вообще следует отметить, что Анджей Дуда произвел хорошее впечатление на, как правило, критически мыслящих политических экспертов. Судите сами.
«Президент Польши показался мне очень открытым, а его речи отличались какой-то особой искренностью. Он приехал с тем, чтобы поддержать Украину и продемонстрировать уникальную близость Польши к нашей стране. Дескать, другого, более близкого для нас государства, нет», — отмечает в комментарии Hubs политолог Александр Палий.
Во многом солидарны с экспертом и его коллеги, у которых Hubs поинтересовался, не видят ли они скрытого за дипломатической ширмой подтекста в визите Анджея Дуды в Украину?
Виктор Небоженко, политолог, директор социологической службы «Украинский барометр»:
— Прежде всего надо отметить, что польский президент не может попадать в зависимость от демагогии, которая льется рекой в парламенте той или иной страны. Это я о Волынской трагедии. Решение польского Сейма о «геноциде» было достаточно абсурдным и неуравновешенным. Я уже не говорю о том, что термин «геноцид» во всем мире носит очень четкий исторический и правовой характер, а польские парламентарии в угоду своим политическим вкусам перевернули с ног на голову это важное мировое определение. Ну…так мы далеко заедем.
Лично я считаю, что для польского президента очень важно было показать, что решение Сейма не должно повлиять на польско-украинские отношения. Это было бы слишком радостной новостью для Москвы и нерадостной для двух стран, которым, несмотря на трагические страницы истории, все равно придется жить рядом. Украина признает сложность этой проблемы, но не хотела бы в лице Польши видеть третейского судью – пусть нас рассудит Европа.
Приезд Дуды в Украину связан еще и с внутренней обстановкой. Польский президент показывает, что у него несколько отличное представление об украино-польских отношениях, чем у польского Сейма, которому, в общем-то, нечего терять. Им ведь не надо устанавливать межгосударственные отношения.
Другой вопрос, что кроме польского президента, никто больше не приехал, и именно этим он очень выделился. Скажем так, маловато было зарубежных гостей, я бы даже сказал – до неприличия маловато. И это, надо говорить откровенно, является большой неудачей украинской дипломатии. Поэтому, когда в своей достаточно яркой и интересной речи на параде президент сказал, что наряду с армией, украинские дипломаты – лучшие дипломаты в мире, это выглядело несколько цинично на фоне систематических провалов украинской дипломатии.
Виталий Кулик, политолог, директор Центра исследований проблем гражданского общества:
— Визит польского президента является очень символичным, поскольку на наивысшем уровне в Польше прозвучал ряд заявлений, которые в Киеве рассматривали как недружественные, в частности, признание «геноцидом» Волынской трагедии. Помимо этого, в польских СМИ формировался негативный образ Украины как страны, в которой до сих пор не преодолели коррупцию, в которой во всем царит политический хаос и т.д.
И после того, как в обеих странах заговорили о некоем «ледниковом периоде» в отношениях между Польшей и Украиной, Президент Польши стал единственным представителем иностранного государства на праздновании 25-й годовщины Независимости Украины.
Что это все означает? Это означает, что в польском политикуме совершаются определенные действия, направленные на мобилизацию внутреннего потребителя, с одной стороны. А с другой стороны, есть внешняя политика Польши, направленная на поддержку Украины, в том числе в Европейском Союзе, НАТО и в региональном разрезе в целом. Поэтому визит польского президента является знаковым и симптоматичным. Польша остается нашим партнером и надежным другом, как минимум, в Восточной Европе.