В январе госбюджет не добрал 5,9 млрд гривен. В чем причина?
После отставки премьер-министра Николая Азарова у президента Виктора Януковича есть два месяца, чтобы предложить парламенту новую кандидатуру главы правительства. Президент вряд ли будет тянуть с этим вопросом. Не исключено, что имя нового премьер-министра станет известно уже в четверг, 6 февраля. Ситуация в украинской экономике не позволяет главе государства медлить с назначением нового Кабмина.
За последнюю неделю, с 28 января по 4 февраля, курс гривны потерял уже 32 копейки. У Национального банка Украины практически нет возможности и дальше бороться за стабильность гривны. Его резервы тают на глазах, а единственная быстрая надежда пополнить их – возобновить кредитование со стороны России. Это возможно при условии, что новый глава правительства появится в ближайшее время и будет лоялен Кремлю.
Еще один проблемный вопрос, который срочно придется решать новому главе правительства Украины – ситуация в госбюджете.
Обычно проблемы с его наполнением в Украине появляются ближе к концу года. Но в бюджете-2014 они начались уже в январе. Согласно данным о выполнении росписи государственного бюджета на январь, который есть в распоряжении Hubs, уже за первый месяц года недобор по доходам в бюджет составил 5,9 млрд гривен – или 19% от плана.
Это не намного меньше, чем весь бюджет Министерства здравоохранения Украины на 2014 год (7,8 млрд грн.). В чем причина такого провала в казне уже в январе?
Последствия оптимизма
Невыполнение плана по доходам бюджета в 2014 году — вполне ожидаемо. Парламент изначально принял неоправданно оптимистичный план по финансовым поступлениям в 2014 году. Его доходная часть завышена примерно на 35 млрд гривен, говорит директор исследовательского центра CASE-Украина Дмитрий Боярчук. К примеру, если в январе 2013 года в госказну смогли собрать 23,2 млрд гривен, теперь надеялись получить 31,2 млрд гривен – то есть сразу на треть больше.
В экономике Украины – стагнация; ее рост в 2013 году составил 0%, и в такой ситуации нарастить доходы на треть изначально было практически невозможно. «Непонятно, что дало Министерству финансов основание ожидать роста поступлений в январе сразу на 8 млрд гривен», — говорит Боярчук.
На этом фоне, общие результаты бюджета за январь не так уж и плохи. Хотя в январе в казну собрали почти на 6 млрд меньше плана, по сравнению с прошлым годом доходы бюджета все же выросли на 2 млрд гривен, или 9%.
Правда, здесь есть одно «но», с учетом которого статистика вовсе не так хороша. Нарастить поступления на эти 2 млрд грн Минфин смог не за счет реального роста доходов, а лишь за счет перечислений денег из НБУ. В прошлом январе Нацбанк перечислил в бюджет 1 млрд гривен, в нынешнем – уже 4 млрд гривен. По сути, это – финансирование государственного бюджета за счет эмиссии гривны, подчеркивает Боярчук.
Без учета этих перечислений, доходы бюджета не только по сравнению с планом, но даже по сравнению с январем-2013 даже упали. В том числе, та часть доходов, за которую отвечает Министерство доходов и сборов, сократилась с 19,5 млрд. в январе 2013 года до 18,6 млрд гривен теперь (с учетом возмещения НДС).
Основная причина такого падения – таможенные сборы. В январе они составили 6,6 млрд гривен. Это на треть меньше запланированного (9,6 млрд гривен) и на 15% меньше показателей января прошлого года. Статистики по динамике внешней торговли в январе еще нет. Директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко объясняет такое падение сокращением внутреннего потребления. «На этом фоне не могут сокращаться продажи – в том числе, и импортных товаров», — говорит она.
Кроме того, в прошлом году одной из основных причин падения сборов называли рост контрабанды. По данным издания «Зеркало недели», объем недополученных налогов только с импорта бензина и дизельного топлива в 2013 году составил 7 млрд гривен.
В отличие от таможенных платежей, сбор налогов по сравнению с январем прошлого года вырос на 6,2%. Но по какой-то причине МДС решил возместить из бюджета предприятиям куда больше НДС, чем планировали в Министерстве финансов. Как итог, общий сбор налогов и сборов оказался на 1,2 млрд гривен (9,4%) ниже плана.
Общий фонд госбюджета выполнен меньше, чем на 80%, специальный фонд – на 97,8%. Это значит, что уже с января Министерству финансов придется либо значительно экономить на запланированных расходах бюджета, либо – финансировать их за счет активных заимствований. Но государственный долг и без того растет слишком быстрыми темпами – в 2013 году он увеличился на 20,2% (80 млрд гривен).