5 pr-ошибок новой власти

В умении доносить свои идеи до общества новая власть недалеко ушла от ругаемых ею "папередников".

Res Publica
Павел Кругляковский
Политический консультант
Старший партнер Агентства стратегических коммуникаций Res Publica

 

Предыдущая власть всегда жаловалась, что много делает для страны, но не может доходчиво рассказать об этом избирателям. Мол, нас не понимают, от этого — все проблемы. И каждый раз высокопоставленные чиновники вздыхали: «А вот оппозиция не стесняется – работы на копейку, а разговоров на рубль!»

Однако, как показали последние события, бывшая оппозиция недалеко ушла от «папередников» и тоже совершает ошибки в сфере общественных коммуникаций. Мы не будем копаться в технических недочетах, а попробуем сконцентрироваться на главном.

Итак, сегодня 5 основных просчетов в сфере PR от новой украинской власти выглядят так:

Ошибка №1. Отсутствие реальной коммуникации между властью и обществом.

Старая власть не разговаривала с людьми. Новая власть тоже не разговаривает. Совсем. Она их просто не понимает. Поэтому в лучшем случае государство имитирует коммуникацию, а в худшем – откровенно ее игнорирует.

Вот и выходит, что сегодня бывшая оппозиция и приведший ее к власти Майдан живут в двух параллельных реальностях. «Что им еще надо? Мы же вроде выполнили все требования? Давайте предложим еще должностей или денег», — вот стандартная реакция «демократических» политиков на требования улицы о справедливости.

В ответ улица злится. Люди собираются под стенами Верховной Рады, бьют в барабаны и пугают депутатов. Но у Майдана тоже нет подготовленных коммуникаторов, поэтому разговор не клеится. Однако, им это простительно, а политикам – нет.

Да и поговорить сегодня особенно негде. Инструменты общественной коммуникации не то чтобы разрушены, их просто никто никогда всерьез и не создавал. Советская версия PR умерла – ее дряхлый труп был погребен под обломками памятников Ленину. Майдан стал некой попыткой ответить на новые вызовы и наладить коммуникацию с властью. Но власть сегодня отворачивается и от Майдана.

Конечно, ничего хорошего из такого положения вещей получиться не может. Поэтому мы стоим перед очень простой и понятной альтернативой: или власть научится разговаривать, или ее ждет «октябрьская революция».

Ошибка №2. Власть не предъявляет обществу понятную картину будущего.

Главная задача любого политика – говорить о будущем. И не просто о будущем, а о СПРАВЕДЛИВОМ будущем. Законы могут писать и юристы. Так будет даже дешевле.

К сожалению, новая власть до сих пор не предъявила обществу никакой понятной картины, в которую были бы вписаны все – независимо от социальных или цивилизационных признаков. Страна разваливается. Времени катастрофически не хватает. Это домашнее задание нужно было сделать еще несколько месяцев назад.

Вопрос видения перспектив давно уже перерос границы  эфемерного самоопределения страны. Теперь он имеет вполне конкретную экономическую подоплеку. Отсутствие картины будущего прямым текстом говорит об отсутствии стратегии развития Украины у нынешней власти. В условиях жесткого экономического кризиса – это непозволительная роскошь.

На что в первую очередь потратить скудные государственные деньги? Как оценить эффективность проделанной работы? По какому принципу подбирать состав Кабмина?

На эти вопросы невозможно ответить, предварительно не обсудив будущее и пути движения в него. Миссию бренда, как говорят маркетологи. Но это, конечно, справедливо только в том случае, если подобный кризис не создается искусственно. «Ловить рыбку в мутной воде» – так называется эта альтернативная стратегия.

Ошибка №3. Самоустранение новой власти от работы с целевой аудиторией.

Революция, катком проехавшая по Украине от Карпат до Донбасса, не могла не иметь последствий. Общество расколото. Оно по-разному видит мир и говорит на разных языках.

Времена лидеров «полстраны» давно ушли. Целевая аудитория изменилась. Новая власть должна начать разговаривать со всеми, независимо от того, сколько процентов она сможет получить в предвыборную копилку. Разговаривать на понятном языке. Успокаивать. Защищать. Давать надежду.

Особенно это актуально в момент, когда мы все стоим на пороге войны. Это очень страшное ощущение, ведь независимой Украине всегда удавалось избегать вооруженных конфликтов.

Но есть и хорошие новости. Наличие внешнего врага – идеальный ресурс для объединения страны. Здесь помогает простая закономерность: чем сильнее внешняя угроза, тем сильнее потенциал для преодоления внутренних противоречий.

Все, что нужно было сделать новой власти – предложить общие ценности и начать диалог с Украиной. «Отправить месседжи», как любят говорить политики.

К сожалению, никакой системной позиции по этому поводу сегодня не наблюдается. Власть «самоусунулась» и сбежала в свою «Внутреннюю Монголию». Иначе как объяснить тот факт, что в первые же дни она зачем-то поднимает языковой вопрос? Поверьте, это точно раскалывает страну. Мне об этом сразу сказали мои напуганные крымские друзья.

Но внешний враг никуда не делся, и процесс объединения страны все же идет. Жаль только, что за новую власть эту работу делает «старый друг».

Ошибка №4. Власть продолжает существовать в чужой повестке дня.

Новая власть (впрочем, как и старая) абсолютно не формирует повестку дня. В мирное время это не особенно заметно, но Майдан, а потом и внешняя угроза, обнажили эту проблему.

Честные, трудолюбивые и образованные украинцы продолжают оставаться «экстремистами», «фашистами» и «бандеровцами». А сбежавший в Россию преступник – «демократическим президентом». И граждане Украины не прогнали воровскую власть, а «совершили циничный государственный переворот, не останавливаясь ни перед какими человеческими жертвами». И сейчас на Юго-Востоке происходит не вооруженная агрессия со стороны соседнего государства, а «защита прав русскоязычного населения».

Кто-нибудь в высоких кабинетах вообще чувствует разницу?

Надеюсь, сейчас уже никому не нужно объяснять, почему в присутствии международных посредников в самые страшные для Майдана дни нужно было договариваться не об условиях сдачи власти Януковичем, а об отказе России идентифицировать украинцев как «экстремистов» и «фашистов».

Вопрос целенаправленного формирования повестки дня – это не просто красивые газетные заголовки. Это – реальная политика и будущее страны. Человеческие жизни, в конце концов. «Террористы» и «фашисты» — всегда вне закона. Любая вооруженная агрессия против них оправдана и защищена международными договорами.

Можно только представить, как сегодня развивались бы события, если б Янукович не «самоусунувся», а находился под следствием «в связи с началом процедуры импичмента».

Ничего не остается, кроме как перефразировать одно известное изречение Наполеона Бонапарта: «Власть, которая не создает собственную повестку дня, будет жить в повестке дня своего врага».

Не хочу сгущать краски, но до сегодня новая власть так публично и не сформулировала единую понятную позицию относительно того, что происходит в стране и на ее границах.

Ошибка №5. Недооценка информационной составляющей государственной политики.

2014 год. В мире давно сменились стратегические приоритеты. Ценность информации возросла, а ценность других ресурсов начала стремительно падать.

Только не в Украине. И это явно не идет нам на пользу. Так может быть вместо того, чтобы продолжать отчаянные попытки за бесценок впаривать уголь и металл более развитым соседям, стоит задуматься о смене приоритетов? По крайней мере, это было бы разумно.

Мы не можем устранить преступный режим с помощью деревянных щитов и дубинок – «Беркут» подготовлен и экипирован лучше. Мы не можем победить внешнего врага с помощью солдатов и танков – у нас их просто меньше. Мы не можем вдруг начать собирать айфоны или торговать нефтью – у нас для этого недостаточно ресурсов.

Последние месяцы ясно показали, что единственный шанс Украины на выживание – это асимметричные ответы как в экономике, так и в сфере безопасности. И ответы эти в большинстве случаев сопряжены именно с информационной политикой государства.

Новая власть должна наконец поменять свой подход к информации. Пришла пора начать рассматривать ее как дополнительный и очень сильный ресурс для развития. «Информационная безопасность», «электронное правительство», «конкурентоспособное образование», «высокие технологии» – вот только некоторые ключевые слова из новой украинской азбуки.

И, конечно, чтобы соответствовать требованиям времени, пришедшая власть должна задуматься о создании Министерства информации. Главной задачей новой структуры должно стать управление этим новым бесценным ресурсом в национальных интересах.

При этом новое большинство просто обязано или пересмотреть свои подходы к информационной политике, или пригласить на руководящие должности Министерства информации профессионалов-технократов. В противном случае мы рискуем получить министерство Геббельса.

 

коментаря;

  1. volos_86 said:

    не согласен со всеми пунктами, сейчас важно страну в единстве сохранить а не коммуникации налаживать.

  2. Hellen Sayenko said:

    Согласна по каждой строчке!!! Основной запрос общества, транслируемый им вот уже 10 лет- не смена элит!!!! А оглашение понятных и НОВЫХ и одинаковых доя всех правил игры. Та самая повестка дня.

*

Top