Европейская Бизнес Ассоциация, Анна Деревянко, бизнес

В ЕБА рассказали, чего ждут от власти крупнейшие украинские налогоплательщики

Европейская Бизнес Ассоциация — одно из крупнейших, и уж точно — самое активное бизнес-объединение зарубежных компаний, имеющих представительства в Украине. При этом двери Ассоциации не закрыты перед украинскими компаниями, более того — их участие приветствуется. Это, говорят в объединении, дает полное понимание ситуации.

Hubs побеседовал с Анной Деревянко, исполнительным директором Европейской Бизнес Ассоциации, о том, какими иностранный бизнес видит перспективы Украины, что предприниматели ожидают от правительства и как малый и средний бизнес должен защищать свои интересы.

— Как складываются отношения крупного бизнеса в лице Европейской Бизнес Ассоциации с государственными органами?

— Ситуация в последнее время улучшилась. В министерства и ведомства пришли люди, готовые слушать и слышать бизнес. По крайней мере, наш опыт и наша практика дают нам право это утверждать.

Объективно выросла эффективность такого общения: если бизнес активен, если вырабатывает и передает свои предложения, то, как правило, с другой стороны есть обратная связь. Логичные аргументы рассматриваются государственными структурами и, как правило, принимаются.

Другое дело, что зачастую непросто определить влияние нашего диалога с государством на ситуацию на рынках.

— Какие рынки были бы наиболее показательными в этой связи?

— Например, можно говорить об IT-рынке, результаты, динамика и показатели которого просто ошеломляют, поскольку игроки в основном работают на внешних заказчиков, зарабатывают валюту и привязывают зарплаты к курсу доллара. У них — одна история.

Есть и другая история — например, сегмент FMCG (быстро оборачиваемые потребительские товары — Hubs). Его игроки, как правило, работают на внутренний рынок. А население страны стало беднее, поэтому стало гораздо сложнее продавать товары и услуги. Этим игрокам нужна совсем другая помощь от государства, чем IT-компаниям.

Однако, несмотря на то, что рынок для компаний второго типа выглядит менее удачным, они не менее оптимистичны в оценке перспектив развития бизнеса, чем их коллеги с других, более успешных рынков.

В Украине больше свободы, чем мы представляем

В Украине больше свободы, чем мы представляем

— Какие вызовы, риски и возможности видят международные компании, работающие на украинском рынке?

— Отмечу, что не стоит разграничивать проблемы иностранного или украинского бизнеса — как показывает практика, они одинаковы.

Если говорить о вызовах, то можно упомянуть наше недавнее исследование, сделанное совместно с Dragon Capital. В рамках этого опроса был составлен рейтинг проблем, с которыми сталкивается бизнес в Украине.

Лидирует в рейтинге коррупция. Это весьма предсказуемо и тривиально — из года в год это «номер один» в любом анти-рейтинге.

На втором месте — судебная система. Верховенство права — второй по уровню негативного восприятия вызов, ожидаемо возглавляющий список. С этой проблемой внутри страны сталкиваются и мелкие местные предприниматели, и крупные международные компании. Как правило, внутри страны сложно найти правду.

Замыкает тройку «лидеров» конфликт с Россией на Востоке. Это — серьезный вызов для иностранных инвесторов.

Четвёртой проблемой бизнесмены называют валютные ограничения, которые медленно снимаются, но ещё волнуют предпринимателей.

Пятый вызов — качество администрирования налогов. Стоит отметить, что сами ставки налогов заняли десятое место в этом рейтинге. Хочется, чтобы работа, которую проводит Министерство финансов, была поддержана парламентом и президентом — и станет законом проект, который недавно родился в недрах министерства (законопроект № 5132-1 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины» — Hubs). В нём есть несколько норм, регулирующих качество администрирования налогов, которые могут резко улучшить ситуацию и снизить градус напряженности.

— Есть ли другие вызовы, не попавшие в рейтинг, но важные с вашей точки зрения?

— От себя я бы добавила ещё несколько проблем, с которыми сталкивается работающий в Украине бизнес, независимо от происхождения:

  • бедное население, рост благосостояния которого дал бы серьезный толчок экономике;
  • доступ к кредитованию — очень дорогие кредиты в Украине по сравнению с Европой;
  • неравные условия ведения бизнеса — немалая часть предпринимателей работает «в тени», не платя налоги и искривляя условия ведения бизнеса.

— Давайте попробуем поговорить о возможностях…

— С удовольствием! Конечно же, они есть, и их очень много. Таково не только моё видение, так думает весь бизнес.

В Украине очень много незанятых ниш и гораздо больше свободы, чем нам даже кажется. Даже в сравнении с более развитыми странами, на которые мы равняемся.

На мой взгляд, в нашей стране человек, желающий заработать деньги, может это сделать. Если много работать, то можно быть успешным и без коррупции.

У нас очень много свободных ниш в сфере сельского хозяйства, в сфере информационных технологий. Есть возможности по процессингу в рамках сельского хозяйства. Мы постоянно экспортируем сырье. Если же найти внутренние или инвестиционные средства и вложить их в переработку, можно гораздо больше заработать.

Также у нас есть огромные возможности в сфере инфраструктуры. Мы можем стать хабом для транспортных перевозок между Азией и Европой. У нас вообще транспортная тема совсем не раскрыта.

А есть ещё энергоэффективность — сфера, в которой в Украине ещё очень многое можно сделать и много заработать. Сюда же можно отнести и переработку мусора: у нас немало этого «ресурса», при правильном подходе тут зарабатывать и зарабатывать.

Кроме того, стране нужно здоровое и умное население, так что сферы здравоохранения и образования должны будут серьезно измениться. Удаление коррупционных составляющих и добавление «здравой коммерциализации» в эти сферы приведет к тому, что выиграют все стороны.

Считаю, что эти шесть отраслей — информационные технологии, сельское хозяйство, транспорт, энергетика, образование и здравоохранение — способны принести Украине огромную пользу как в плане развития бизнеса, так и в смысле повышения уровня жизни.

— Как крупные международные компании иностранного происхождения оценивают инвестиционную привлекательность Украины и условия для ведения здесь бизнеса?

— Для начала хочу сказать, что для замеров этих характеристик мы используем весьма четкий инструмент: индекс инвестиционной привлекательности. С 2008 года мы регулярно его подсчитываем, и последним подсчитанным показателем стало 2,88 по пятибалльной шкале.

Эту цифру можно считать негативной оценкой инвестиционной привлекательности Украины со стороны бизнеса, поскольку медиана — три. Но динамика положительная — полгода назад этот показатель составлял 2,55-2,56. Так что тренд восходящий. Бизнесу кажется, что мы движемся в правильном направлении.

Да, условия для ведения бизнеса далеко не идеальны. Но они и не могут быть идеальными в стране, в которой всего два года назад свершились столь крупные изменения.

— Каковы прогнозы крупного бизнеса относительно того, что ожидает украинскую экономику и предпринимательство в Украине в ближайшем будущем?

— И для этого у нас есть отдельное исследование, проведенное в августе 2016 года, относительно видения перспектив Украины на 2017 год представителями бизнеса. Участие приняли 119 директоров крупнейших компаний. Результаты исследования оказались гораздо позитивнее, чем мы ожидали.

75% компаний, принявших участие в опросе, ожидают роста в следующем году. Более того, 50% участников исследования планируют инвестировать в развитие бизнеса в Украине. Также 50% компаний с оптимизмом смотрят на кадровую сферу Украины, планируя в следующем году повышение зарплат своего персонала.

Резюмируя, могу сказать, что бизнес связывает с 2017 годом положительные ожидания. Почему? Да потому, что улучшилась макроэкономическая ситуация. Были сделаны некоторые изменения в регуляторной сфере.

— Чего ждет непосредственно бизнес от развития событий в экономике?

— Могу сказать, чего бизнес не ожидает. Никто не ожидает резких скачков валютного курса. Никто не ожидает серьезного роста инфляции, многие закладывают показатели не выше 10%, что подтверждается отчетами Международного валютного фонда и Мирового банка. Так что если ничего сверхъестественного не произойдет, то бизнес ждёт позитивных изменений в 2017 году.

То, что сейчас делает правительство (конечно, с некоторыми исключениями) находится в области ожиданий бизнеса. Бизнес понимает, что правительство делает непопулярные вещи и относится к этому с пониманием.

Даже сверхнепопулярный пересмотр тарифов — это необходимо. Многие бизнесы из-за этого пересмотрели свою конкурентоспособность, для кого-то тарифы попросту неподъемные (особенно для населения), но результат — оздоровление нефтегазовой отрасли и приведение тарифов к экономически реальным — того стоит. Нынешнее правительство — первое, которое это сделало. Такое решение заложит фундамент развития нашего государства на несколько лет.

Очищение банковской сферы — не менее непопулярные действия Национального банка, которые, тем не менее, обсуждались и ожидались бизнесом на протяжении многих лет.

Такие масштабные и кардинальные изменения, необходимые для оздоровления нашего государства, делаются уже второй год, и мы надеемся, что в 2017 году популизм не победит.

Единственное, на что обращает внимание бизнес, — изменения должны происходить быстрее, поскольку в таком случае может не выдержать население и к власти вновь могут прийти популисты. Так что реформаторской команде стоит ускориться, особенно в сфере борьбы с коррупцией.

— Что ассоциация хотела бы донести до правительства и государственных органов: какие предложения, идеи, инициативы?

— Три ведущих посыла от нас, как от представителей компаний-крупнейших налогоплательщиков Украины: победить коррупцию, восстановить верховенство закона и ликвидировать бюрократию. Если же браться за реализацию любого из этих трёх направлений, то работа раскладывается на множество мелких технических предложений.

— Что делается по этим направлениям?

— Европейская Бизнес Ассоциация за десять месяцев текущего года направила в госорганы 350 обращений — ежедневно от нас уходит несколько писем. Это инициативы не малого объема, скорее, уровня внедрения кассовых аппаратов по всей стране, упорядочивания учета оборота денег внутри страны теми или иными прописанными механизмами.

Бизнес безумно активен. У нас работают более 20 человек одних только лоббистов, которые дают, чем заниматься и нам, и правительству. У нас работают более 20 комитетов, у каждого из которых есть конкретные предложения по улучшению ситуации.

ЕБА занимается тем, что структурирует множество запросов от бизнеса, приводит их в понятный и последовательный алгоритм, после чего передает правительству. Мы действуем как зеркало бизнеса.

Однако если всю нашу деятельность структурировать в соответствии с основными, фундаментальными проблемами, то их будет три: коррупция, закон и бюрократизм.

— Европейская Бизнес Ассоциация на протяжении целого года ведёт программу Unlimit Ukraine, направленную на поддержку малого и среднего бизнеса Украины. Каких результатов удалось достичь за год и каких — ещё только планируется достичь?

— Для нас этот проект — из сферы корпоративной социальной ответственности. Когда мы его начинали, то думали: что бы такого хорошего сделать для украинского предпринимательства? Думали, что мы, как представители крупного, системного и устойчивого бизнеса, можем дать начинающим бизнесменам.

По результатам года можно сказать, что мы — в начале пути: могло быть и лучше, могло — хуже. На сайте программы зарегистрировались более 150 компаний-производителей, проведено более 10 образовательных встреч и целый ряд встреч в формате «oops-кейсов» — для обмена для обмена опытом в преодолении трудностей, разного рода сложных ситуаций, и путей их решения, в рамках программы запущена инициатива менторства со стороны генеральных директоров крупных компаний — CEO 4 U.

Если говорить об амбициях на следующий год, то у нас есть необходимость в выяснении потребностей малого бизнеса. Мы всегда строим деятельность ЕБА на основании запроса со стороны стейкхолдеров. Если малый бизнес расскажет, что он хочет, мы готовы помочь. Если нет — мы навязываться со своей помощью не будем.

И здесь я хочу подчеркнуть ключевой аспект, который важен не только для Unlimit Ukraine, но и для всех остальных проектов: бизнес, как крупный, так и становящийся на ноги, должен быть активен.

— Как бизнес может демонстрировать активность?

— Приведу пример из нашей ежедневной деятельности. Одно из направлений работы Ассоциации — выход на новые рынки. Министерство экономики периодически к нам обращается: говорите, что беспокоит бизнес, какие проблемы. А мы не можем им ничего сказать: за несколько лет существования этого направления мы обслужили порядка 150 компаний. Об этом мы честно говорим министерству — и понимаем, что у них такая же ситуация. Компании не рассказывают ни нам, ни им о своих проблемах, предпочитая решать проблемы самостоятельно.

Не хотите быть активными, привлекая нас и государственные органы, — не обессудьте. Такая же ситуация и с малым бизнесом в рамках программы Unlimit Ukraine: вроде бы ты сам занимаешься своим делом, но ведь ты — не один. Есть целый ряд организаций, готовых подставить плечо, поддержав начинающего предпринимателя.

Если бизнес будет более активен, то у него больше шансов стать успешным.

— Посоветуйте, что делать представителям малого бизнеса в поисках указанных вами партнеров и стейкхолдеров? Где их искать, о чем с ними говорить, чего просить и на чем настаивать?

— Мне кажется, что основной проблемой является то, что украинцы чаще всего не верят в те возможности, которые существуют и им предоставляются. Они не верят и боятся поверить (та самая пресловутая «меншовартість»), что кто-то готов им, таким маленьким и, казалось бы, незначительным помочь.

Надо понять, что подавляющее большинство этих структур, в особенности — государственные, существуют за счет наших налогов. Если же бизнес, пусть и маленький, но платящий налоги (это — ключевое требование, без которого весь механизм не работает), нуждается, то он имеет право требовать от государственных институтов соответствующий сервис. Если говорить об Ассоциации, то основой для требования услуг являются членские взносы.

Часто Ассоциации приходится идти к своим членам и напоминать, что они имеют право на услуги с нашей стороны, на содействие в решении их проблем. Хочется напомнить, что большинство такого рода организаций по-настоящему готовы работать и помогать тем, кто платит членские взносы. Мы даже не смотрим на размер или происхождение компании-участницы Ассоциации, встраивая волнующие её вопросы в нашу стратегию лоббирования и взаимодействия с государственными органами.

Вот если компания обращается с каким-либо «странными» требованиями, которые не поддерживаются и не разделяются другими компаниями, мы можем их проигнорировать или отказать в поддержке.

Европейская Бизнес Ассоциация, doing business, инвестиционная привлекательность

Правительство действует в рамках ожиданий бизнеса

— С какими просьбами бизнес может обращаться в ЕБА и подобные объединения?

— Мы не только сводим бизнес с государством, помогая решать вопросы на том уровне. Мы также, как можем, помогаем развивать отношения в сегменте B2B. Но ведь мы — не единственное объединение в Украине, предоставляющее такие сервисы. Есть и другие структуры, имеющие другие возможности.

Бизнесу необходимо не просто вступать в подобные объединения, союзы и ассоциации. Это — мировая практика. Будь то США или Европа — объединений много. Но в них надо быть активным, иначе тебя никто не заметит!

Часто я выслушиваю вопросы от разных людей: что изменилось за два года, или за последние 25 лет? — Come on, guys! А что вы сделали для изменений?

Считаю, что необходимо всё же настойчиво задавать себе вопрос: что я могу сделать для страны? Соединенные Штаты построены на этой идее. Для решения любого, даже самого маленького вопроса, они собираются вместе и думают, что они, как граждане, могут сделать, чтобы помочь своей стране, региону или уличной общине? Такая же ситуация, поверьте, в Европе: бизнес, граждане, волонтеры, различные уровни принятия решений и лоббирования. И всё это активно работает, решая насущные проблемы.

— Что ещё меняется в сфере ведения бизнеса в Украине?

Мне радостно наблюдать, как после Революции достоинства в Украине активизировались волонтерское движение, многочисленные ассоциации, союзы и сообщества. Не все являются профессиональными в своей сфере, не у всех есть профильный опыт — но все учатся, нарабатывают опыт.

И государство, и общество учатся — быть профессиональными, быть зрелыми, быть демократичными. Думаю, что если мы оглянемся назад через пять лет, то вопросов об отсутствии изменений не возникнет.

Уже есть как позитивные изменения, так и наработки, задел на будущие свершения. Я — оптимист. Мне кажется, что в нашей стране можно стать успешным. Секрет прост: надо много работать.

Один коментар;

  1. Сергій said:

    Красиво девушка поет, только вот в реальности своими прямыми действиями сознательно уничтожает малый бизнес в Украине в угоду своим спонсорам из крупного бизнеса

*

Top